Как расшифровать нпа

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Как расшифровать нпа

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов.

Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.

Закон– правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире – закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

– Содержит нормы права.

– Принимается высшим органом государственной власти.

– Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

– Обладает высшей юридической силой – а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

– Является фундаментальным юридическим документом – служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование).

Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими орагнами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр.

ислу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц. законы определяют начала гос. и общ.

строя, правовое положение личности и организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция – основной закон государства, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Подзаконные акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр.

силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ – ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением

Постановления и распоряжение Правительства РФ – постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През.

и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През.

Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и орагны местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр.

устанавливают статус муницип. территории и еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения.

Нормативные акты органов местного самоуправления – акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

3. Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами

4. Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы однородного содержания.

Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП). Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни.

(хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на:

акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определнного вида на данной территории;

акты ограниченного действия – только на часть территории или на определенный круг людей, находящихся на данной территории;

– акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные бедствия).

Т.о. в нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую роль. В правовом гос-ве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов, прав и свобод личности.

Акты палат Федерального Собрания.

Акты федеральных органов исполнительной власти – приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и др.

Акты субъектов Федерации:

а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,

б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.

По субъектам правотворчества:

Принятый законодательным органом.

Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

Конституционный.

Административный.

Гражданский.

Уголовный и т.д.

По сроку действия:

Постоянный.

Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические, бюджетные и т.п.

Источник: https://poisk-ru.ru/s20234t6.html

Примеры нормативно правовых актов

Как расшифровать нпа

В данной статье подробно рассказывается про примеры нормативно правовых актов, и все что об этом надо знать. В настоящее время в России принимается большое количество нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность органов власти, предпринимателей, физических лиц.

Они необходимы для обеспечения законности совершаемых действий. Во все времена их существование было неотчуждаемым в любом государстве, в том числе и российском.

Без них мир наполниться беззаконностью, самоуправством и беспринципностью, которые пагубно скажутся на развитии общества в целом.

Что такое нормативно правовой акт

Знание основных законов и актов необходимо любому человеку. Учиться основам юриспруденции никогда не поздно.

Это поможет избежать спорных ситуаций, когда одна сторона считает себя правой, но не имеет на это веских обстоятельств.

Так же, знание юридических терминов и основных понятий, поможет не совершить какое-либо противоправное деяния. Что же такое нормативно правовой акт? Этот вопрос не так уж и сложен, поэтому и ответ на него весьма прост.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

В настоящее время нормативно правовым актом называют документ, который регламентирует отношения общества. В России существует несколько видов НПА, которые имеют свою классификацию. Их различают согласно некоторым признакам, к которым относятся:

Временной. В зависимости на какое время был принят тот или иной акт, например краткосрочный, на определенный период и долгосрочный, предназначенный для внедрения на неопределенное время;

Субъективный. Он представляет собой такой признак, когда НПА принимаются для определенного круга лиц, например федеральные, для всей России, региональные, для отдельных областей и регионов, административные, для каких-либо муниципальных образований, локальные создаются для отдельных предприятий;

Инициативный. Этот признак определен кругом органов власти, кем был создан НПА, например федеративный, органами гос. власти, административными образованиями и после проведения народного референдума.

Надо заметить, что нормативно правовые акты, созданные высшими органами власти имеют большую юридическую силу, чем законы административных округов и тому подобное.

Основные виды нормативно правовых актов

НПА могут быть созданы в разных видах и разные по юридической силе. Самыми сильными считаются Законы. К ним относятся:

Конституция РФ, которая является самым главным российским законом. Ее несоблюдение влет за собой соответствующую ответственность. Она всегда неотчуждаема и создана на долгосрочный период пользования;

Федеральные законы. Они представляют собой такие НПА, которые регламентируют общественные отношения во всех сферах жизни. Так же к ним относятся конституционные федеральные законы, которые призваны обеспечивать исполнение конституции РФ. Кроме того, федеральным законом можно назвать и различные кодексы РФ, такие, как административный, уголовный, гражданский и другие;

Региональные НПА, к которым относятся субъективные законы регионов России. Их исполнение обязательное, но они не должны противоречить Конституции РФ, а так же другим федеральным законом РФ.

Так же на территории Российской Федерации принимается множество подзаконных актов, которые не должны противоречить основным законам. К ним могут относиться:

  • Различные Постановления Президента, его указы;
  • Распоряжение правительства Российской Федерации, его постановления;
  • Решения органов местного самоуправления;
  • Приказы Министерств. Любых, которые существуют в России;
  • Локальные акты, которые принимаются в организации, например для организации трудовой дисциплины.

На что обращены НПА

Нормативно правовые акты имеют свое призвание и обязаны обеспечить законность всех действий, совершаемых любыми лицами на территории Российской Федерации. Например, Конституция РФ, должна обеспечить права и обязанности человека, личности. Она защищает сохранность его личной, семейной тайны.

Кодексы Российской Федерации направлены на квалифицированнее преступлений и предъявление наказаний в отношении какого-либо преступления. Например, уголовный кодекс РФ призван обеспечить законную ответственность всех уголовных преступлений, к которым относятся, тяжкие по своему составу деяния. Административный кодекс РФ предусматривает ответственность за слабые нарушения.

Принятые федеральные законы не обеспечивают ответственности за преступление, но регламентируют деятельность того или иного лица. Они всегда обязательны для исполнения, но наказание за их игнорирование предусмотрено кодексами РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Нормативно правовые акты обязательные официальные документы, которые имеют разную юридическую силу и обязательные для исполнения всеми лицами, проживающими на территории Российской Федерации.

 В этой статье вы узнали, что такое примеры нормативно правовых актов. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/primeri-normativno-pravovih-aktov

Нормативно-правовой акт: понятие, виды, структура

Как расшифровать нпа

НПА – это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений.

Признаки:

– это акт нормативного характера, т.е он содержит нормативные предписания;

– это правовой акт т.е. содержит в себе нормы права;

– это акт создаваемы результате правотворческой деятельности государства;

– это акт рассчитан на неопределенный круг лиц и обладает общеобязательностью;

– это акт оформляемый в виде официального документа;

– это акт , в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, глвы, разделы).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды правовых актов:

НПА:

– Содержат нормы права;

– Неопределённое количество случаев регулирования;

– Неопределённый круг лиц.

Акты толкования права:

– Разъясняют нормы права;

– Не создают новые нормы.

Акты применения права:

– Являются индивидуальными предписаниями;

– Определённый случай;

– Определённые лица;

– Создаётся на основе НПА.

Классификация законов:

– по юр.силе (конституция, фкз, фз);

– по сфере действия (федеральные, субъектов федерации);

– по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами гос. Власти);

– по отраслевой принадлежности (конституционные, администаивные, гражданские);

– по внешней форме выражения (конституция, закон, устав);

– по сроку действия (постоянные, временные);

– по кругу лиц (распространяющие свое действие на граждан, иностанцев и лиц без гражданства);

– по времени вступления (непосредственно или с даты указанной в законе).

Подзаконные НПА издаются в пределах компетенции исполнительного органа гос.власти, они не должны потиворечить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:

– общие – это НПА общей компетенции они распространяются на действиена всех лиц опред. Гос-ва. К ним относятся норматворческие предписания высших органов исполнительной власти (Указы и распоряжения президента россии, пост. Распоряж. правительства);

– местные – они издаются территориальными органами гос. Власти и управления или ОМСУ (конституции и уставы суббъектов);

– ведомственные (акты министерства финансов, МВД);

– внутриорганизационные подзаконные НПА (локальные) – это акты издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций.

Внешняя структура определяется реквизитами самого акта:

– указание на форму акта (закон, указ, постановление, приказ и т.д.);

– указание на орган его издавший (парламент, министр, местный орган управления и т.д.);

– заголовок, означающий предмет регулирования (“О молодежной политике”, “О налогах и сборах” и т.д.);

– дата, место приятия акта, его регистрационный номер – подписи лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты.

Внутренняя структура нормативного акта складывается из следующих элементов: статьи, которые подразделяются на такие составные как параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы и другие; статьи объединяются в главы, а главы в разделы нормативного правового акта.

Некоторые акты имеют преамбулу, в которую не включаются нормативные предписания, но разъясняются цели и мотивы издания акта.
Тексты нормативных правовых актов излагаются на государственном языке.

В случае необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юридической силы, со ссылкой на такие акты.

Понятие, признаки, виды законов.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.

Их положение определяется следующими основными признаками:

1) законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта федерации или непосредственно народом путем референдума. Поэтому данные акты наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой;

2) законы обладают высшей юридической силой.

Это значит, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам (если подзаконный акт вступает в противоречие с законом, применяется закон (ст.

120 Конституции РФ), однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта федерации, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативно-правовой акт субъекта федерации).

В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял. Таким образом, верховенство закона отражает закономерную связь между правовыми актами и их соотношение друг с другом в процессе формирования и выражения воли народа как основного источника власти;

3) законы регулируют наиболее важные, социально значимые отношения. В них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

4) законы содержат нормы первичного, основополагающего характера. Все иные нормативные акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. В них чаще, чем в иных нормативных актах, можно встретить нормы-принципы и нормы-дефиниции. Появление закона, как правило, требует внесения изменений в подзаконные акты. Некоторые законы прямо требуют их конкретизации;

5) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Виды законов:

1) по сфере действия:

а) общефедеральные законы;

б) законы субъектов федерации;

2) по отраслям права:

а) государственно-правовые;

б) уголовно-правовые;

в) гражданско-правовые и т.д.;

3) по субъектам законотворчества:

а) законы, принятые в результате референдума;

б) законы, принятые законодательным органом;

4) по сроку действия:

а) постоянные законы;

б) временные;

5) по степени значимости:

а) конституционные;

6) текущие (обычные).

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя и служат юридической базой текущего законодательства.

К ним относятся:

1) конституция как основной закон государства, положение которого в системе действующего законодательства определяется ее учредительным характером (так как она законодательно закрепляет качественно новый этап в развитии общества), верховенством, особым порядком принятия и изменения, а также законы, вносящие в нее дополнения и изменения;

2) федеральные конституционные законы, которые:

а) издаются только по вопросам, предусмотренным конституцией (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ), и потому их перечень строго ограничен (законы о чрезвычайном положении, о судебной системе и т.д.);

б) обладают повышенной юридической силой (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);

в) принимаются в особом порядке;

г) на них не может быть наложено отлагательное вето президента.

Особое положение между конституционными и текущими законами занимают основы законодательства.

Из системы действующих законов их выделяют следующие специфические черты:

1) отражая баланс интересов федерального центра и субъектов федерации, они издаются по вопросам их совместной компетенции;

2) будучи крупным кодифицированным актом и обеспечивая согласованность, как текущих законов, так и подзаконных актов, они возглавляют нормативно-правовой комплекс определенной отрасли законодательства или сферы общественной жизни;

3) наряду с базовыми, общими положениями и принципами, непосредственно регулирующими общественные отношения, они содержат и нормативные предписания, требующие конкретизации применительно к особенностям субъекта федерации.

Текущие (обычные) федеральные законы, не обладая особыми свойствами, создаются на основе конституции, федеральных конституционных законов и основ законодательства, выражаются в формах федерального закона или кодекса и регулируют общественные отношения в самых разных сферах общественной жизни.

Среди них особо следует выделить:

1) кодексы – юридически цельные, внутренне согласованные комплексы правовых норм, регулирующие определенные сферы общественной жизни;

2) чрезвычайные законы, принимаемые при экономических или социальных потрясениях.

Источник: https://studopedia.ru/7_170673_normativno-pravovoy-akt-ponyatie-vidi-struktura.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.