Исключительное право на приобретение земельного участка

Право на земельный участок: условия оформления собственности

Исключительное право на приобретение земельного участка

Право на земельный участок: условия оформления собственности.

Порядок оформления земли регулирует Земельный кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты.

Ниже мы расскажем об условиях получения права на земельный участок (в общем порядке) согласно действующему на сегодня законодательству.

Какие основания предоставления права на земельный участок

Земельным кодексом РФ предусмотрено, что земельный участок предоставляется по договору купли-продажи (в случае, если оформление в собственность осуществляется за плату), а также на праве аренды.

У кого исключительное право приобрести земельный участок

В случае, когда имеется собственность на объект недвижимости, вы вправе приобрести земельный участок в аренду или в собственность по своему выбору.

Закон устанавливает:

«Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках» (ст. 39.20. ЗК РФ).

Таким образом, если вы намерены оформить земельный участок, то, прежде всего, нужно получить права собственности на объект недвижимости.

Какие условия оформления земли

Когда планируется зарегистрировать собственность на недвижимое имущество (дом, земельный участок), необходимы кадастровые работы.

Для этого обращаются к кадастровому инженеру.

По результатам работ инженер подготовит бумаги, содержащие сведения, необходимые для государственного кадастрового учета и внесения записи о правах в регистрирующем органе.

В случае обращения с заявлением о регистрации объекта необходим технический план.

Если вы являетесь правообладателем здания, можно обратиться за предоставлением земельного участка в соответствующий орган власти.

Функциями по предоставлению земельных участков наделены органы власти (федеральной, субъекта РФ) и органы местного самоуправления.

Существующий порядок оформить право на земельный участок

На сегодняшний день действует следующий порядок:

– подготавливается схема расположения земельного участка;

– подается заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (когда земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению);

– органом власти (местной администрации или иным) принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Если будет принято положительное решение об утверждении схемы, то гражданину нужно провести межевание участка.

Как мы уже говорили, при оформлении прав на недвижимость проводятся кадастровые работы.

Поэтому придется еще раз обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит межевой план.

Заявление и межевой план заинтересованное лицо подает в Росреестр и обеспечивает:

  1. Кадастровый учет земельного участка;
  2. Учет изменений (если участок уже учтен).

Уточнение по 2 пункту: процедура учета изменений в отношении участка проводится, если данные о земельном участке были ранее внесены в реестр недвижимости (ЕГРН), но при этом его границы не устанавливались в координатах.

После государственного кадастрового учета подается заявка в орган, уполномоченный на предоставление земли.

Заявителю важно указать выбранный вид права.

На основании поданного заявления заключается договор купли-продажи либо договор аренды земельного участка.

Как подтверждается право на земельный участок

Согласно гражданского кодекса право на недвижимое имущество возникает с момента его учета в регистрирующем органе (ст. 219 ГК РФ), то есть с момента регистрации.

Договор купли-продажи, договор аренды – документы, которые дают основание для регистрации права на земельный участок в Государственном реестре недвижимости (Росреестре).

Куда обращаются для подтверждения (регистрации) права на имущество, в том числе на земельный участок прочитайте в статье.

Многие наши сограждане считают, что, имея частный дом, право на земельный участок оформлять не обязательно.

Вместе с тем, владеть имуществом по закону – в интересах самих владельцев, так как очень часто возникают споры, связанные с нарушением интересов правообладателей, и защитить свою собственность возможно только при наличии соответствующих документов на землю.

Кроме описанного, существует способ признать право на земельный участок не через администрацию, а в органе регистрации.

Процедура такого упрощенного порядка возможна при наличии решения, в котором имеются сведения о предоставлении земельного участка раньше 2001 года. 

Ознакомиться можно здесь.

Также по теме оформления земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, будет полезна эта публикация.

Источник: https://nedvizhimostexpert.ru/registratsiya-prav-i-sdelok-s-nedvizhimostyu/pravo-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok-usloviya-oformleniya/

Преимущественные и исключительные права на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности

Исключительное право на приобретение земельного участка

Земельное законодательство закрепляет принцип равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2 ст. 15 ЗК РФ). Более подробно этот принцип раскрывается в ст. 34 ЗК, в которой указывается, что процедуры предоставления земельных участков должны соответствовать принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Однако в ряде случаев земельное законодательство закрепляет преимущественное или исключительное право отдельных категорий лиц на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Преимущественное право означает, что лицо, которое им обладает, имеет преимущество перед другими участниками отношений и в случае предоставления земельного участка из публичной собственности, любое другое лицо может приобрести земельный участок только в случае, если лицо, обладающее правом преимущественной покупки, от приобретения земельного участка отказалось. Таким образом, закон не исключает возможность приобретения земельного участка иными лицами, но при соблюдении преимущественного права покупки.

Земельное законодательство знает несколько случая закрепления преимущественного права покупки земельного участка: п. 8 ст. 22, п. 3 ст. 35 ЗК РФ и ст. 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При этом преимущественное право покупки земель из государственной и муниципальной собственности есть только у арендатора земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 22 ЗК РФ. Условия осуществления преимущественного права покупки вытекают из ст.

250 ГК РФ, где сказано, что при нарушении права преимущественной покупки управомоченному лицу предоставляется возможность в течение трех месяцев в судебном порядке перевести на себя права и обязанности покупателя.

В случае невозможности применения данного способа защиты, например при передаче вещи третьим лицам, истребование имущества не допускается. Способом защиты в таком случае является только возмещение убытков.

Исключительное право исключает возможность приобретения земельного участка третьими лицами. Ст. 36 ЗК РФ устанавливает исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков граждан и юридических лица – собственников зданий, строений, сооружений.

Исключительное право отменяет преимущественное.

Если земельный участок находится в публичной собственности, при этом в аренде у одного лица, а на земельном участке расположено здание, собственником которого является другое лицо, то у арендатора отсутствует право преимущественной покупки такого земельного участка, так как у собственника здания есть исключительное право.

Важной особенностью исключительного права является то, что в его содержание входит возможность не только приобрести в собственность, но и в аренду, при этом выбор права остается за собственником здания, строения, сооружения.

Исключением является ситуация, если земельный участок не может быть предоставлен в собственность. Основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков установлены ст. 28 ЗК РФ и перечень их является закрытым. Правовую позицию по применению ст.

36 ЗК РФ определил Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 24.03.2005№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Он указал: «Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта».

Земельный кодекс предусматривает заявительный порядок оформления права. Из этого следует вывод, что инициатива в оформлении права на земельный участок принадлежит собственнику объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а не органу государственной власти или местного самоуправления.

Понуждение к заключению договора аренды или договора купли-продажи не допускается. При этом необходимо учитывать, что оформить право на земельный участок собственник здания, строения, сооружения не только вправе, но и в силу ст. 27 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» – обязан.

Собственник объекта недвижимости является одновременно лицом, использующим земельный участок в силу неразрывной связи здания, строения, сооружения, с земельным участком, на котором они расположены. И, хотя, в п. 1. ст. 35 ЗК РФ и ст.

552 ГК РФ закон устанавливает право собственника здания, строения, сооружения на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, но это не снимает с него обязанности оформить конкретный титул.

За неисполнение данной обязанности собственник объекта может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Если собственник здания, строения, сооружения сделал свой выбор в пользу права аренды, это не лишает его права приобрести земельный участок в собственность в любой момент, независимо от того, был такой договор аренды заключен до введения в действие ЗК ПФ, или после(п. 2.2. ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Если здание находится на неделимом земельном участке, а помещения в нем принадлежат нескольким лицам, то эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. При этом ЗК РФ определяет, что все собственники помещений должны совместно обратиться в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением, в котором должны указать вид испрашиваемого права. Так как данная норма, зафиксированная в п. 5 ст. 36 ЗК носит императивный характер, то орган, осуществляющий предоставление земельного участка должен отказать в таком предоставлении, если с заявлением обратились не все собственники помещений, либо если часть собственников помещений обратилась за предоставлением права собственности, а часть – за предоставлением права аренды.

По мнения Пленума ВАС РФ, сформулированном в Постановлении, которое ранее нами уже упоминалось (№ 11 от 2005 г.

), в силу части второй пункта 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам – на праве хозяйственного ведения или всем лицам – направехозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.

При рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них.

Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п. 3 ст. 36 ЗК РФ.

Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (п. 1 ст. 421 ГК РФ).

В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Источник: https://studopedia.ru/24_60613_preimushchestvennie-i-isklyuchitelnie-prava-na-priobretenie-zemelnih-uchastkov-iz-gosudarstvennoy-ili-munitsipalnoy-sobstvennosti.html

Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют

Исключительное право на приобретение земельного участка

è граждане, юр. лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Если здание, сооружение, несколько зданий, сооружений, расположенные на неделимом земельном участке, или помещения в указанных здании, сооружении

– принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности

è эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка:

– в общую долевую собственность или

– в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

* Неделимый земельный участок – это участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам.

Если несколько зданий, сооружений, помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке,

– принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо

– принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или

– всем лицам на праве хозяйственного ведения либо

è эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка:

– в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В этих случаях: договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

Размер долей должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них:

– имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута,

– совместно обращаются в уполномоченный орган.

Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

Обмен земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

Допускается при обмене:

1) на земельный участок, находящийся в частной собственности:

и изымаемый для гос. или мун. нужд;

2) на земельный участок, который находится в частной собственности

– и предназначен для размещения объекта социальной, инженерной и транспортной инфраструктур или

– на котором расположены указанные объекты.

Условия договора мены земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности:

1. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, должны также являться предметом договора мены.

2. Если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица,

– договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в гос. или мун. собственность указанных объектов.

3. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены.

4. При заключении договора мены земельных участков:

– земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

5. При заключении договора мены земельных участков:

– цена земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, должна быть равнозначной.

6. В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для гос. или мун. нужд с согласия собственника:

– по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в гос. или мун. собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка.

!Собственнику возмещается указанная разница в течение 3-х месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.

Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности, заключается в случаях:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности:

Если находящийся в гос. или мун. собственности земельный участок предоставлен:

– в постоянное (бессрочное) пользование,

– пожизненное наследуемое владение либо

– в аренду или

– безвозмездное пользование на срок более чем один год,

соглашение об установлении сервитута заключают:

è землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка.

– в течение 10 дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения заявления, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в указанных заявителем границах;

2) … в иных границах с приложением схемы границ сервитута;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

в случая, если:

– заявление направлено в неуправомоченный на то орган;

– планируемое на условиях сервитута использование не допускается;

– установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в гос. или мун. собственности, между собой допускается в следующих случаях:

1) все земельные участки:

– которые находятся в гос. или мун. собственности и

– перераспределение между которыми осуществляется,

è не предоставлены гражданам, юр. лицам, органам гос. или мун. или органам мсу и

è не обременены правами 3-х лиц, за исключением сервитута;

2) земельный участок:

– который находится в гос. или мун. собственности и

– между которым и землями осуществляется перераспределение,

è не предоставлены гражданам, юр. лицам, органам гос. или мун. или органам мсу и

è не обременен правами 3-х лиц, за исключением сервитута;

3) все земельные участки:

– которые находятся в гос. или мун. и

– перераспределение между которыми осуществляется,

è предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

Перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами.

За исключением случая, когда перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

– Соглашение о перераспределении не может быть заключено, а

– решение о перераспределении не может быть принято

при наличии одного из обстоятельств:

* Такой земельный участок – участок, кот. находится в гос. или мун. соб-ти.

1) такие земельные участки предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и нет согласие в письменной форме указанного лица;

2) такой земельный участок является предметом аукциона;

3) в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления, а срок действия не истек; либо

4) в отношении него подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

5) границы такого земельного участка подлежат уточнению;



Источник: https://infopedia.su/12x540e.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.