Границы памятников культурного наследия

Содержание

Приказ Минкультуры России от 15.02.2019 N 157 Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения

Границы памятников культурного наследия

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 февраля 2019 г. N 157

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГРАНИЦ И РЕЖИМА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ “АНСАМБЛЬ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ”,

1524 – 1525 ГГ., РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: Г. МОСКВА,

НОВОДЕВИЧИЙ ПРОЕЗД, Д. 1

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст.

5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450; N 49, ст. 6424; N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563; N 45, ст. 6331; N 47, ст. 6606; N 49 (ч. I), ст. 7015, ст.

7026; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030; N 19, ст. 2331; N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799; N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 51 (ч. III), ст. 7237; 2016, N 1, (ч. I) ст. 28, ст. 79; N 11, ст. 1494; N 15, ст. 2057; N 27 (ч. II) ст.

4294; N 52 (ч. V) ст. 7480; 2017, N 11, ст. 1538, N 31 (ч. I), ст. 4771; 2018, N 1 (ч. I), ст. 42, N 32 (ч. II), ст. 5133, N 32 (ч. II), ст. 5135; N 52, ст. 8098; N 53 (ч. I), ст. 8458) и подпунктами 5.3.7 и 5.4.

3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4758; N 44, ст. 6272; 2012, N 6, ст. 688; N 17, ст. 2018; N 26, ст. 3524; N 37, ст. 5001; N 39, ст. 5270; 2013, N 3, ст.

204; N 8, ст. 841; N 31, ст. 4239; N 33, ст. 4386; N 41, ст. 5182; N 45, ст. 5822; 2014, N 9, ст. 909; N 30 (ч. II), ст. 4305; N 40 (ч. III), ст. 5426, N 48, ст. 6860; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 664; N 9, ст. 1339; N 17 (ч. IV), ст. 2565; N 18, ст. 2728; N 20, ст. 2919; 2016, N 2 (ч. I), ст. 325; N 25, ст. 3801; N 27 (ч. III) ст.

4496; N 28, ст. 4741; N 52 (ч. V), ст. 7667; 2017, N 2 (ч. II), ст. 406; N 12, ст. 1723, 2018, N 28, ст. 4219; N 30, ст. 4739; N 36, ст. 5634; N 50, ст. 7764), приказываю:

1. Утвердить:

границы территории объекта культурного наследия федерального значения “Ансамбль Новодевичьего монастыря”, 1524 – 1525 гг., расположенного по адресу: г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1″ (далее – Ансамбль), согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

режим использования территории Ансамбля согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Департаменту государственной охраны культурного наследия (Р.А. Рыбало) обеспечить внесение изменений в сведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации об Ансамбле.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалина.

Врио Министра

П.В.СТЕПАНОВ

Приложение N 1

к приказу Министерства культуры

Российской Федерации

от 15 февраля 2019 г. N 157

ОПИСАНИЕ

ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ “АНСАМБЛЬ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ”,

1524 – 1525 ГГ., РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: Г. МОСКВА,

НОВОДЕВИЧИЙ ПРОЕЗД, Д. 1

Линия границ территории объекта культурного наследия федерального значения “Ансамбль Новодевичьего монастыря”, 1524 – 1525 гг., расположенного по адресу: г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (далее – Ансамбль), проходит:

от характерной (поворотной) точки (далее – точка) 1, расположенной на юго-восточном берегу Малого Новодевичьего пруда, на северо-восток 291 м через точки 2, 3 и 4, по урезу воды вдоль юго-восточных берегов Малого и Большого Новодевичьих прудов до точки 5;

от точки 5 на юго-восток 172 м по южному краю дорожного полотна проезда, идущего вдоль северо-восточной стены Новодевичьего монастыря до точки 6;

от точки 6 на юго-запад 232 м через точки 7, 8, 9 и 10 вдоль западного края дорожного полотна Лужнецкого проезда до точки 11;

от точки 11 на северо-запад 329 м через точки 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 вдоль северной аллеи Новодевичьего кладбища, огибая площадку перед Южными воротами с Покровской церковью, до исходной точки 1.

Карта (схема) границ территории Ансамбля

Экспликация к карте (схеме) границ территории Ансамбля

– границы территории Ансамбля;

– территория Ансамбля;

– объекты культурного наследия федерального значения в составе Ансамбля;

– характерная (поворотная) точка;

– порядковый номер объекта культурного наследия в составе Ансамбля:

1 – Крепостные стены, XVI – XVII вв.;

2 – Башня Никольская;

3 – Башня Чеботарная;

4 – Башня Сетуньская;

5 – Башня Напрудная;

6 – Башня Иосафовская;

7 – Башня Швальная;

8 – Башня Покровская;

9 – Башня Предтеченская;

10 – Башня Затрапезная;

11 – Башня Саввинская;

12 – Башня Лопухинская;

13 – Башня Царицынская;

14 – Преображенская церковь над северными воротами, 1688 г.;

15 – Покровская церковь над южными воротами, 1625 – 1677 гг.;

16 – Смоленский собор, 1524 – 1525 гг. с фресками XVII в.;

17 – Колокольня, 1686 – 1688 гг.;

18 – Трапезная, 1685 – 1687 гг.;

19 – Палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью, 1580 – 1590 гг.;

20 – Палаты царевны Марии Алексеевны, 1680 г.;

21 – Палаты царицы Евдокии Лопухиной, 1687 г.;

22 – Корпус у Швальной башни, конец XVII в.;

23 – Певческие палаты у Саввинской башни, XVII – XVIII вв.;

24 – Больничные палаты, конец XVII в.;

25 – Казначейские палаты, XVII – XVIII вв.;

26 – Палаты XVII в. у колокольни и у башен Никольской, Чеботарной, Сетуньской, Напрудной (стрелецкие караульни);

27 – Сторожка, XVII в. у северных ворот;

28 – Служебная постройка у южной стены, XVII – XVIII вв.;

29 – Усыпальница Волконских, 1830-е годы;

30 – Усыпальница Прохоровых, 1911 год, архитектор В.А. Покровский;

31 – Приют Филатьевский, 1871 год, художник-архитектор Яковлев.

Карта (схема) границы территории Ансамбля

(схема разбивки на листы)

Лист 1

Лист 2

Лист 3

Лист 4

Координаты характерных (поворотных) точек к карте (схеме)

границ территории Ансамбля

Номер характерной (поворотной) точкиСистема координат – МСК-50Метод определения координат – картометрический, средняя квадратическая погрешность положения характерной точки Mt = 0,1 м
XY
16586.333419.62
26686.963520.12
36694.953542.72
46713.353649.43
56722.813662.92
66629.763807.59
76626.473810.28
86622.823811.31
96617.763810.91
106612.613809.03
116432.153695.49
126487.473596.67
136479.83592.15
146491.783571.92
156494.713573.87
166520.853533.17
176566.953450.73
186568.253444.89
16586.333419.62

Приложение N 2

к приказу Министерства культуры

Российской Федерации

от 15 февраля 2019 г. N 157

РЕЖИМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ “АНСАМБЛЬ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ”,

1524 – 1525 ГГ., РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: Г. МОСКВА,

НОВОДЕВИЧИЙ ПРОЕЗД, Д. 1

1. На территории объекта культурного наследия федерального значения “Ансамбль Новодевичьего монастыря”, 1524 – 1525 гг., расположенного по адресу: г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (далее – Ансамбль), установлен режим использования земель историко-культурного назначения.

2. На территории Ансамбля разрешается:

2.1. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, входящих в состав Ансамбля.

2.2. Сохранение элементов планировочной структуры.

2.3. Сохранение элементов природного и культурного ландшафта.

2.4. Восстановление утраченных элементов Ансамбля.

2.5. Проведение работ по обеспечению функционирования Ансамбля и поддержанию его инфраструктуры, не нарушающих целостности его территории и предметов охраны объектов культурного наследия, входящих в состав Ансамбля.

2.6. Проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, располагающихся в пределах Ансамбля.

2.7. Консервация и музеефикация объектов археологического наследия, а также культурного слоя, на основании комплексных научно-исследовательских работ.

2.8. Проведение работ по озеленению и благоустройству территории, производимых в том числе с применением методов реставрации, направленных на формирование наиболее близкого к историческому восприятию Ансамбля.

2.9. Обеспечение доступа к объектам культурного наследия, входящим в состав Ансамбля, с учетом требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующим внутренним установлениям религиозной организации.

2.10. Обеспечение мер пожарной безопасности.

2.11. Обеспечение мер экологической безопасности.

2.12. Прокладка, ремонт, реконструкция подземных инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией нарушенных участков.

2.13. Прокладка, ремонт и реконструкция дорожных коммуникаций и иные работы, не нарушающие целостность Ансамбля и не создающие угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.

2.14. Ремонт и реконструкция дорог, проездов, не нарушающие целостность Ансамбля и не создающие угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.

3. На территории Ансамбля запрещается:

3.1. Строительство, кроме мер, направленных на восстановление утраченных элементов Ансамбля.

3.2. Самовольная вырубка растительности, уничтожение травяного покрова.

3.3. Установка на фасадах, крышах объектов культурного наследия, входящих в состав Ансамбля, кондиционеров, телеантенн, тарелок спутниковой связи, а также других средств технического обеспечения.

3.4. Прокладка наземных и воздушных инженерных коммуникаций, кроме временных, необходимых для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в составе Ансамбля.

3.5. Движение транспортных средств на территории Ансамбля, в случае если движение транспортных средств создает угрозу нарушения его целостности и сохранности.

3.6. Устройство автостоянок.

3.7. Размещение любых рекламных конструкций на объектах культурного наследия в составе Ансамбля и на территории Ансамбля.

3.8. Создание разрушающих вибрационных нагрузок динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с объектами культурного наследия в составе Ансамбля.

3.9. Хранение материалов (конструкций) и строительного мусора после демонтажа сооружений, возведенных в рамках работ по сохранению объектов культурного наследия в составе Ансамбля.

3.10. Складирование твердых бытовых отходов.

Источник: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rossii-ot-15022019-n-157-ob-utverzhdenii/

Зоны объектов культурного наследия

Границы памятников культурного наследия

Правовой центр ДВА М готов предложить юридические услуги, связные со строительством и иной деятельностью в зонах с особыми условиями использования территории вокруг объектов культурного наследия (ОКН). А также с реставрацией и использованием самих объектов культурного наследия.

Представление интересов в суде Подготовка юридических заключений
Представительство в уполномоченных органахВзаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

  • проверки земельного участка или объекта недвижимости на предмет его вхождения в защитную зону или зоны охраны объекта культурного наследия;
  • установления и изменения границ и режима зон охраны объектов культурного наследия;
  • организации и сопровождения изыскательских, проектных работ и экспертизы в области охраны объектов культурного наследия;
  • согласования строительства в зонах охраны объектов культурного наследия;
  • согласования реставрации и приспособления под современные нужды объектов культурного наследия;
  • разрешения вопросов о статусе выявленных объектов культурного наследия.

Зоны охраны объектов культурного наследия

Зона охраны объектов культурного наследия – определенная территория, в границах которой для обеспечения нетронутости данных объектов устанавливается специальный режим использования участков земли.

Охрана объектов культурного наследия, в настоящее время, к сожалению, характеризуется сочетанием двух крайностей.

Иногда уничтожаются или «реставрируются» до неузнаваемости объекты, представляющие реальную культурную ценность.

А иногда объект, который является памятником лишь по формальным признакам, охраняется законом столь хорошо, что это препятствует нормальному использованию самого такого объекта и значительных смежных территорий, попадающих в зону охраны объекта культурного наследия. А их владельцы несут ощутимый ущерб.

Ситуация усугубляется тем, что до настоящего времени сведения об объектах культурного наследия (реестровых и выявленных) и связанных с ними защитных зонах и зонах охраны (как впрочем и об иных зонах с особыми условиями использования) практически отсутствуют в ЕГРН и документах территориального планирования, хотя задача по их внесению туда и декларируется законодателем. В связи с этим отдельную сложность представляет сбор соответствующих сведений из разрозненных источников.

Для целей охраны самого объекта и регулирования застройки вокруг него объекты культурного наследия подразделяются на:

  • признанные относящимися к культурному наследию по итогам экспертизы и отнесённые в федеральный, региональный либо муниципальный реестры. От уровня реестра (степени значимости памятника) зависит уполномоченный на принятие связанных с его охраной решений орган; 
  • выявленные объекты культурного наследия. К данной категории относятся объекты, по которым не проведена экспертиза и не принято окончательное решение о включении в тот или иной реестр либо об отсутствии оснований для отнесения выявленного объекта к культурному наследию.

Зоны охраны культурного наследия

Защитная зона объекта культурного наследия

Данная зона устанавливается вокруг памятника после его внесения в реестр объектов культурного наследия соответствующего значения и до разработки проекта зоны охраны (т.е. не применяется к выявленным объектам культурного наследия).

Задача установления защитной зоны объекта культурного наследия – не допускать ухудшения состояния памятника и прилегающей территории до того, как будет установлен конкретный режим охраны памятника – разработаны и утверждены проекты территории и зон охраны ОКН. На это время вся градостроительная деятельность вокруг объекта культурного наследия фактически замораживается. Так защитная зона объекта культурного наследия имеет:

  • значительный размер – от 100 до 300 метров во всех направлениях от контура памятника или общего контура ансамбля (в зависимости от нахождения памятника в населённом пункте или за его пределами, наличия установленных границ памятника, отнесения объекта культурного наследия к отдельно стоящим либо к ансамблям).
  • максимально жёсткий режим ограничений градостроительной деятельности. А именно – в защитной зоне объекта культурного наследия полностью запрещается новое строительство, а также реконструкция объектов капитального строительства, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В связи с этим интерес владельцев смежных земель, попавших в защитную зону ОКН, сводится к установлению вокруг памятника зон охраны, поскольку их границы и режим в большинстве случаев мягче, чем режим защитной зоны. Для органов охраны культурного наследия, напротив, проще максимально долго сохранять режим защитной зоны.

Территория и зоны охраны объекта культурного наследия

Для объекта культурного наследия должны быть разработаны проекты границ объекта и зон его охраны. Данными проектами утверждаются:

  • Территория самого объекта культурного наследия. Практическая сложность здесь возникает для ансамблей усадеб, парков и т.д., которые могут не иметь однозначных границ, сохранившихся на местности. В этих случаях становится принципиально значимым вопрос о включении тех или иных территорий в границы объекта. Разрешается данный вопрос в рамках подготовки и экспертизы проекта границ на основании как архивных данных, так и текущего состояния местности. Соответственно, здесь может быть довольно широкий простор для усмотрения экспертов.
  • Зоны охраны объекта культурного наследия: Охранная зона. Отличается наиболее существенными ограничениями. В том числе в ней запрещается строительство, за исключением «применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». – Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Устанавливается в отношении уже застроенной территории за пределами охранной зоны. В данной зоне в той или иной степени ограничивается новое строительство с тем, чтобы вновь возводимые или реконструируемые здания не угрожали сохранению объекта культурного наследия и не затрудняли его визуальное восприятие. – Зона охраняемого природного ландшафта. Устанавливается за пределами охранной зоны ОКН на незастроенных территориях, сохранивших свой природный ландшафт. В данной зоне запрещается или ограничивается строительство и иная влияющая на местность хозяйственная деятельность (рубка леса, добыча полезных ископаемых и т.д.) для сохранения ландшафта вокруг объекта культурного наследия.

При этом для объекта могут устанавливаться как все, так и часть из трех вышеуказанных зон охраны. Сколько-нибудь четких критериев по установлению перечня зон охраны, их границ и режима нет.

Они определяются при проектировании зон охраны специалистами (архитекторами, искусствоведами и т.д.

) исходя из общих принципов – сохранения объекта культурного наследия, обеспечения его визуального восприятия, сохранения или восстановления вокруг объекта аутентичного или, как минимум, резко не конфликтующего с ним окружения.

Очевидно, что данные критерии допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста. Принципиальное значение имеет и позиция должностных лиц органов по охране культурного наследия при установлении зон охраны.

Исходя из конкретной ситуации, интересы собственников как самого объекта культурного наследия, так и смежных участков и зданий могут сводиться к:

  • уменьшению границ территории зон охраны объекта культурного наследия до разумных пределов;
  • созданию в границах зон охраны объекта застройки (новой или реконструируемой), отвечающей одновременно как практическим задачам застройщика, так и требованиям охраны культурного наследия.

Например, новые объекты в зоне регулирования застройки могут создаваться в единой стилистике с сохраняемым объектом, размещаться таким образом, чтобы минимально ограничивать его визуальное восприятие и т.д.

В свою очередь сами объекты культурного наследия также могут реставрироваться с сохранением исторически ценных элементов и одновременным приспособлением под практические нужды. В отдельных случаях можно совместить создание новых площадей с восстановлением утраченных частей объекта культурного наследия (например, построить новые здания в габаритах и стиле когда-то имевшихся на этом месте).

Но все вышеперечисленные возможности могут быть реализованы лишь при грамотном подходе к установлению режима зон охраны объекта и эффективном взаимодействии с уполномоченными органами в области охраны культурного наследия. В противном случае складывается типичная, к сожалению, ситуация, когда и сам памятник, и окружающие объекты постепенно разрушаются, поскольку режим их охраны не позволяет привлечь инвестора.

Выявленные объекты культурного наследия

К выявленным объектам культурного наследия относятся те памятники, в отношении которых уполномоченным органом или заинтересованными лицами усматриваются признаки объекта культурного наследия, но ещё не принято решение о включении такого объекта в реестр ОКН федерального, регионального или муниципального значения либо об отказе во включении в реестры по итогам историко-культурной экспертизы.

Уполномоченные органы вправе отказать во включении выявленного объекта в реестр в связи с отрицательным заключением государственной историко-культурной экспертизы или недостоверностью сведений об объекте, послуживших основанием для его отнесения к выявленным объектам культурного наследия.

В отношении выявленного объекта до принятия по нему того или иного решения, в соответствии с режимом ограничения хозяйственной деятельности распространяется только на сам такой объект и его территорию, защитная зона вокруг выявленного объекта не устанавливается.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/zony-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii/zony-obektov-kulturnogo-naslediya

Приложение. Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия | ГАРАНТ

Границы памятников культурного наследия

Приложение
к приказу Министерства культуры РФ
от 4 июня 2015 г. N 1745

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия

1. Настоящие требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее – Требования) определяют состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

2.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 73-ФЗ).

2.

1. Границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия.

3. Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее – историко-культурные исследования).

3.1. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

4. Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

5. Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению.

5.1. Материалы по обоснованию проекта границ территории объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований и могут включать:

1) материалы ранее разработанных проектов границ территорий объектов культурного наследия, в отношении которых проведены историко-культурные исследования;

2) сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и объектах, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных в границах исследуемой территории;

3) ситуационные планы землепользования с указанием границ современного землепользования;

4) особенности сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации;

5) сведения о существующих зданиях, строениях, инженерных сооружениях и других объектах капитального и временного строительства в соответствии;

6) сведения о существующих природных объектах и территориях (водоёмы, холмы, овраги, зелёные насаждения), а также иных природных объектах;

7) иные материалы, необходимые для обоснования проекта границ территории объекта культурного наследия.

5.2. Материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают:

1) текстовое описание границ территории объекта культурного наследия;

2) карту (схему) границ территории объекта культурного наследия, включая схему разбивки листов;

3) перечень координат поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3597; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52 (1 ч.), ст. 6410; N 52 (1 ч.), ст. 6419; 2011, N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст.

 4594; N 30 (ч. 1), ст. 4605; N 49 (ч. 1), ст. 7024; N 49 (ч. 5), ст. 7061; N 50, ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4083; 2014, N 30 (ч. 1), ст. 4218; N 30 (ч. 1), ст. 4211; N 43, ст. 5799; N 43, ст. 5802; N 45, ст. 6145; N 52 (ч. 1), ст. 7558; 2015, N 1 (ч. 1), ст.

 39), могут применяться определенные в отношении кадастровых округов местные системы координат;

4) режим использования территории объекта культурного наследия.

6. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами земельных участков, территориальных зон, административными границами, а также границами охранных и защитных зон.

6.1. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

7. Разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта.

8. По результатам рассмотрения представленных материалов орган исполнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам, направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

9. Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

10. Орган исполнительной власти, утвердивший границы территории объекта культурного наследия и режим её использования, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением границ территории.

11. В случае принятия нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия орган исполнительной власти направляет 1 экземпляр разработанного проекта границ территории объекта культурного наследия заявителю.

12. Сведения о границах территории объекта культурного наследия и режиме её использования учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости.

12.1. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в пункте 12 настоящих Требований, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия.

13.

Информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия и режиме её использования земель размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр) и государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, принявшим решение об утверждении указанных границ.

13.

1. Утвержденные границы территории объекта культурного наследия, режим ее использования учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории, в которые вносятся изменения в установленном порядке.

14. Соблюдение режима использования территории объекта культурного наследия является обязательным при осуществлении строительной, хозяйственной и иной деятельности на его территории в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

15. При исключении объекта культурного наследия из Реестра и/или при перемещении объекта культурного наследия, нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия и режиме ее использования признается утратившим силу.

15.1. В случае принятия решения об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения соответствующий орган исполнительной власти принимает решение об исключении такого объекта из реестра выявленных объектов культурного наследия и отмене границ его территории.

16.

Изменение утвержденных границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия (пункт 6 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

17. Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового проекта научно-проектной документации в составе, установленном настоящими Требованиями.

18.

Орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по государственной охране объекта культурного наследия, в отношении которого проводится изменение его границ, на основании материалов, указанных в пунктах 16 и 17 настоящих Требований, подготавливает проект изменений в нормативно-правовой акт об утверждении границ территории указанного объекта в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

19.

В случае исполнения переданных полномочий по государственной охране и невозможности внесения изменений в нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия ввиду прекращения полномочий органа исполнительной власти, принявшего указанный нормативно-правовой акт, изменение границ объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового нормативно-правового акта уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

20. Орган исполнительной власти, утвердивший новые границы территории объекта культурного наследия, направляет копию указанного нормативно-правового акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях признания предыдущего нормативно-правового акта утратившим силу.

Источник: https://base.garant.ru/71170616/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Что нужно знать, приобретая объект культурного наследия?

Границы памятников культурного наследия

Приобретая в собственность или в аренду объект недвижимого имущества в районе исторической застройки, необходимо учитывать, что потенциально такая недвижимость может оказаться объектом культурного наследия.

Правообладатели объектов недвижимости, представляющих собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства, вместе с приобретаемым объектом дополнительно получают ряд обязанностей и ограничений, установленных на законодательном уровне для собственников и арендаторов таких объектов.

Как же узнать, не является ли предмет планируемой покупки или аренды объектом культурного наследия? Какие особенности необходимо учитывать, приобретая права на объекты культурного наследия? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.

1. Получение сведений о включении объекта недвижимости в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)

До заключения сделки купли-продажи с объектом жилой или нежилой недвижимости в зоне исторической застройки рекомендуем получить сведения о его включении-невключении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН).

Указанные сведения предоставляются в виде выписки из реестра объектов культурного наследия всем заинтересованным физическим и юридическим лицам федеральными или региональными органами охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 26 Закона № 73-ФЗ).

О включении здания или сооружения в реестр объектов культурного наследия можно также узнать на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Кроме того, поскольку указанные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 3. ст. 20.2 Закона № 73-ФЗ), их можно получить, запросив в Росреестре выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.

Если Вы убедились, что приобретаемая Вами недвижимость является объектом культурного наследия (либо его частью), примите во внимание, что владение и пользование такими объектами осуществляется с учетом требований Федерального Закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон № 73-ФЗ), Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Градостроительного Кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также иных законодательных актов.

С целью сохранения объектов культурного наследия и поддержания их в надлежащем состоянии законодательно предусмотрен ряд ограничений и запретов, как для собственников таких объектов, так и для иных правообладателей (например, арендаторов).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав и иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в ЕГРОКН, а также на выявленные объекты культурного наследия в обязательном порядке вносятся в ЕГРН.

В соответствии с нормами действующего законодательства обязанности правообладателей объектов культурного наследия можно условно разделить на 4 блока:

К 1-ому блоку относятся обязанности, направленные на сохранение объекта культурного наследия. В частности, правообладатели объектов культурного наследия обязаны:

  • осуществлять расходы на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • проводить работы по его сохранению;
  • обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп.4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • соблюдать установленные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (пп. 5 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пп. 8 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ).

Правообладатель объекта культурного наследия обязан обеспечить доступ к нему третьих лиц в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности (ст. 47.4 Закона №73-ФЗ).

Право на доступ во внутренние помещения объектов культурного наследия ограничено законом: требование о необходимости обеспечить такой доступ может быть установлено только в том случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны объекта культурного наследия.

Доступ к объекту культурного наследия может быть приостановлен только в интересах сохранения объекта культурного наследия на время проведения работ по его сохранению или в связи с ухудшением его физического состояния.

При осуществлении работ в отношении объекта культурного наследия его правообладатель обязан:

  • не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия или ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
  • не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

4-ый блок обязанностей правообладателя объекта культурного наследия включает в себя ряд запретов по его использованию.

Так, правообладатели обязаны не использовать объект культурного наследия:

  • под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов; предметов и веществ, загрязняющих его интерьер, фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
  • под производственные объекты с оборудованием, оказывающим динамическое и вибрационное воздействие на его конструкции, независимо от мощности данного оборудования;
  • для размещения наружной рекламы (ст. 35.1 Закона № 73-ФЗ);
  • под производственные объекты и лаборатории, связанные с неблагоприятным для него температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (пп. 6 п. 1 ст. 47.1 Закона № 73-ФЗ).

6. Особенности проведения работ по перепланировке и реконструкции объектов культурного наследия

Зачастую в ходе эксплуатации возникает необходимость в перепланировке или реконструкции объекта культурного наследия.

При проведении таких работ необходимо учитывать, что, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на реконструкцию объекта культурного наследия, Законом № 73-ФЗ установлен ряд ограничений.

В частности, в нём определено, что любые работы в отношении объекта культурного наследия возможны только в целях сохранения такого объекта и только с письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия на основании документации, согласованной с ним (ст.40, 44, ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Важно! К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Работы по сохранению включенного в ЕГРОКН  или выявленного объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического и авторского надзора, а также государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • разрешения на проведение указанных работ.

Выдача задания и разрешения осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в зависимости от значения такого объекта (федеральный, региональный, местный (муниципальный)).

Для получения вышеуказанных документов необходимо обратиться в органы охраны объектов культурного наследия соответствующего уровня лично либо через МФЦ (п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Общий алгоритм действий по проведению рассматриваемых работ выглядит следующим образом:

  • оформление в органе охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором указаны виды работ, а также требования к составу проектной документации;
  • разработка проектной документации;
  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации;
  • на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы получение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • на основании согласованной проектной документации и договора авторского (технического) надзора получение разрешения на проведение работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • выполнение согласованных работ в полном объёме;
  • оформление необходимой документации по результатам выполненных работ, в том числе:

– подготовка и направление в орган охраны объектов культурного наследия научного отчета о выполнении работ;
– получение в органе охраны объектов культурного наследия согласования указанного научного отчета (при этом орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять контроль за всеми этапами работ);

– получение акта приемки работ в органе охраны объектов культурного наследия, выдавшем разрешение на проведение указанных работ.

Важно! Приведенный алгоритм является примерным и может иметь свою специфику в каждом конкретном случае.

7. Особенности распоряжения объектом культурного наследия

По общему правилу собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Распоряжение включенным в ЕГРОКН или выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона 73-ФЗ (п.5 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия о продаже или передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании его собственник или иной законный владелец может уведомить о совершении такой сделки.

При заключении гражданско-правовой сделки с объектом культурного наследия необходимо соблюсти определенные законом требования, которые зависят от наличия утвержденного охранного обязательства.

8. Требования к сделкам при наличии утвержденного охранного обязательства объекта культурного наследия

Если охранное обязательство на объект культурного наследия оформлено в установленном порядке, то в договор купли-продажи объекта культурного наследия в качестве существенного условия договора необходимо включить выполнение требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.

При этом копия охранного обязательства является неотъемлемой частью соответствующего договора. При отсутствии в договоре упомянутых условий такая сделка является ничтожной в силу прямого указания закона (п. 7 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Переход права собственности или иного вещного права на объект культурного наследия к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит (ст. ст.47.6, 50, 50.1, 51 Закона № 73-ФЗ).

9. Требования к сделкам при отсутствии утвержденного охранного обязательства объектом культурного наследия

Если охранное обязательство объект культурного наследия на момент заключения договора по отчуждению не утверждено в установленном законом порядке, то к договору прилагаются иные действующие охранные документы (охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

Если к моменту заключения договора охранные документы не оформлены, то лицо, у которого на основании этого договора возникает право собственности на объект культурного наследия либо право владения и (или) пользования, всё равно обязано выполнять предусмотренные законом обязанности и требования в отношении такого объекта. Данные обязанности и требования фиксируются в договоре.

После получения охранного обязательства на объект культурного наследия на лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, возлагается обязанность обеспечить внесение изменений в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам прав владения и (или) пользования таким объектом (п. 9, 10 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Внимание! Особенностью правового режима находящихся в общей собственности памятников и ансамблей, а также земельных участков в границах соответствующих объектов является запрет раздела общего имущества и выдела из него доли в натуре (п.14 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vladeilegko/chto-nujno-znat-priobretaia-obekt-kulturnogo-naslediia-5d942ba8f557d000ae816e88

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.