Фз 185 о ветхом и аварийном жилье

Разъяснения ЖК РФ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Фз 185 о ветхом и аварийном жилье

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2020 г. N 15026-МЕ/06

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.

2019 N 473-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения – собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.

1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее – меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.

2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ.

Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам – получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.

2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Источник: https://sangar.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3171574

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Фз 185 о ветхом и аварийном жилье

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Источник: https://fondgkh.ru/news/prezident-rossii-vladimir-putin-podpisal-federalnyy-zakon-o-novykh-mekhanizmakh-rasseleniya-avariynykh-domov/

Новый законопроект о переселении из ветхого жилья

Фз 185 о ветхом и аварийном жилье

Правительство готовит серьезные изменения механизмов переселения граждан из аварийного жилья.

До конца июня планируется закончить работу над поправками в Жилищный кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которые подготовил Минстрой.

После этого документ будет внесен на рассмотрение Госдумы, сообщила “Известиям” представитель вице-премьера Виталия Мутко.

Проект поправок предполагает закрепление в законе понятия «ветхое жилье», которое не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому будет эксплуатироваться и включаться в программу капремонта.

Документом предусмотрен и ряд мер господдержки — как для инвесторов, так и для жителей расселяемых домов, которые хотят не просто получить недвижимость взамен аварийной, но и улучшить условия.

Однако некоторые эксперты уверены: латать дыры в действующем механизме уже поздно — пора менять его парадигму.

С 2019 года переселение из аварийного жилья выполняется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В соответствии с паспортом проекта, к 2024 году количество переселенных граждан должно составить почти 531 тыс. человек, а объем расселенного непригодного жилья — 9,54 млн кв. м.

— В этом году еще используются механизмы переселения, которые существуют с начала реализации программы.

Но одновременно с этим мы проанализировали лучшие практики регионов и их методы расселения, которые были наиболее успешны, и подготовили ряд изменений в существующие законы, — пояснили «Известиям» в Минстрое.

— Наши предложения по корректировке законодательства поддержали и представители регионов, и Госдумы, и ОНФ. В настоящее время эти предложения рассматриваются в правительстве РФ.

Законопроект находится «в высокой степени готовности», в свою очередь, уточнила представитель вице-премьера Виталия Мутко, курирующего вопросы строительства и регионального развития.

— До конца июня планируется завершить работу над законом и внести его в Госдуму, — сообщила она.

Программа-максимум

Документ предполагает внесение существенных поправок в Жилищный кодекс и 185-ФЗ. Во-первых, Минстрой предложил ввести понятие «ветхое жилье», которое раньше в законодательстве закреплено не было.

— По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным, — пояснили в Минстрое. — Разница между аварийным и ветхим жильем существенная.

Первое создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует обязательного отселения, второе таких угроз не создает, поэтому при соответствующем ремонте и последующем регулярном мониторинге технического состояния может эксплуатироваться.

Согласно поправкам в Жилищный кодекс, ветхие дома останутся в программе капитального ремонта -— для них будет утверждаться краткосрочный план необходимых работ.

— Предполагается, что ремонт будет выполняться за счет фонда капремонта. Эти дома будут под постоянным наблюдением их технического состояния, — уточнили в ведомстве.

Сейчас дома с высоким уровнем износа по решению региональных властей могут быть исключены из программы капремонта, невзирая на то что такое жилье требует особых условий эксплуатации.

Во-вторых, в документе проработаны инструменты господдержки граждан, которых расселяют из аварийных домов.

— Изменения в 185-ФЗ позволят направлять федеральные средства и на субсидирование самих граждан, в частности на приобретение жилья и на возмещение процентов по ипотечным кредитам, — рассказали в Минстрое.

Прикрыть лазейки

В прошлом году правила получения недвижимости взамен той, которая сносится, уже претерпели определенные изменения. В частности, граждане, которые не желают переселяться в равноценное жилье, получили право доплатить из собственных средств за улучшение условий.

Новые поправки предоставляют возможность для этих целей воспользоваться государственной субсидией, например, для снижения ипотечной ставки.

Объем и правила такой поддержки определят на региональном уровне, а средства будут предоставляться из федерального бюджета через Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

— Мы также проработали инструменты поддержки инвесторов, реализующих проекты развития территорий.

Прежде всего, считаем необходимым расширить перечень возможных объектов, которые могут находиться на территориях развития, и тем самым расширить круг земельных участков, куда смогут зайти инвесторы.

Другой вариант господдержки — до 25% от затрат инвестора на расселение жителей аварийных домов, — сообщили в Минстрое.

Кроме того, поправки позволят «прикрыть лазейки» для злоупотреблений со стороны местных администраций и застройщиков при расселении целых участков. Об этом «Известиям» на ПМЭФ-2019 рассказал министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

Он привел конкретный пример из региональной практики. Так, на участке может находиться шесть домов, четыре из которых признаны аварийными, а два — нет. При этом застройщику интересна вся площадка для использования в коммерческих целях.

Поэтому под снос идут все дома.

— Мы в данном случае прописываем в законе, что в случае изъятия такого земельного участка для использования в коммерческих целях все деньги от его реализации должны вернуться в программу сноса аварийного жилья.

Это позволит предотвратить описанную ситуацию, поскольку муниципалитет при принятии решения будет осознавать, что все денежные средства будут возвращены в программу, а не в местный бюджет, — пояснил Владимир Якушев.

Реальность и цифры

По данным Минстроя, на 1 января 2019 года признано аварийным и требует расселения 15,3 млн кв. метров жилья. При этом некоторые эксперты считают, что этот показатель не отражает реальности.

— Полагаю, что на самом деле такого жилья в разы больше, — уверен председатель комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП Андрей Широков.

— Просто для того, чтобы признать дом аварийным, нужно пройти большое количество согласований.

При этом местные власти затягивают всячески эту процедуру, поскольку после этого приходится вешать на себя проблему по расселению, а зачастую этот процесс проблематичен.

По мнению эксперта, любые изменения законодательства по этому вопросу — лишь лакировка проблем, которые копились два десятка лет.

— Пора перестать латать дыры в существующем механизме, надо сменить парадигму, — считает он.

В решение проблемы аварийного и ветхого жилья, подчеркнул Андрей Широков, нужно активнее вовлекать собственников, например, переводя в их собственность земельные участки.

— А уже потом хозяева недвижимости в многоквартирном доме могут сами решить его судьбу. И выбрать — или через управляющую компанию проводить ремонт, или вступать в переговоры с застройщиком, — пояснил он.

Поправки положат конец нерациональной трате средств на уровне регионов, выразила надежду в разговоре с «Известиями» и член центрального штаба «Общероссийского народного фронта», координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды Светлана Калинина. По ее словам, на встречах с Минстроем эксперты уже неоднократно поднимали эту тему.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/proned/novyi-zakonoproekt-o-pereselenii-iz-vethogo-jilia-5d13c039723a7d00af0dc783

Госдума приняла закон о комплексном развитии территорий

Фз 185 о ветхом и аварийном жилье

МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/. Госдума в среду приняла в третьем чтении законопроект об использовании механизма комплексного развития территорий (КРТ), который в том числе допускает расселение аварийного и ветхого жилья.

Документом предусматривается реализация программ развития городских территорий, которые позволяют комплексно обновить городскую застройку, привлечь внебюджетные источники. КРТ будет реализовываться по решению правительства РФ, властей регионов и органов местного самоуправления.

Кабмин сможет объявить о проведении КРТ в границах территории, где земельные участки и объекты недвижимости находятся в федеральной собственности. Если же КРТ было инициировано субъектом РФ, то оно будет проводиться за счет бюджета региона.

Такое решение будет приниматься в том случае, если территория, подлежащая комплексному развитию, расположена в границах двух и более муниципальных образований. В остальных случаях КРТ проводится по решению главы местной администрации.

Компания-подрядчик для проведения работ на конкретной территории будет определяться по результатам конкурса.

Участником торгов сможет стать юридическое лицо при условии, что такое лицо, его учредитель, любое из его дочерних обществ, его основное общество или любое из дочерних обществ основного общества имеют за последние пять лет “опыт участия в строительстве объектов капитального строительства в совокупном объеме не менее десяти процентов от объема строительства”, который заложен в решении о КРТ.

Что может попасть под КРТ

В состав КРТ могут входить аварийные многоквартирные дома, многоквартирные дома, которые, согласно установленным субъектом РФ критериям, находятся в высокой степени физического износа, иные объекты в границах квартала или микрорайона, где такие дома расположены.

Другими словами, регионы получают право в рамках КРТ сносить не только аварийное и подлежащее сносу жилье, но и неаварийные панельные дома, а также многоквартирные дома, у которых превышающий региональные нормативы износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) или капитальный ремонт которых слишком дорог.

При этом под КРТ могут попасть и частные жилые дома, но только с согласия собственников.

КРТ будет проводиться в районах жилой застройки, нежилой застройки, на незастроенных территориях, а также на территориях, где с инициативой по проведению КРТ выступили правообладатели земельных участков.

Инфраструктура, которая создается инвестором при комплексном развитии территорий городов, должна быть передана на баланс муниципалитета. Таким образом, исключается появление частных дорог.

Гарантируется сохранность культурных объектов при реализации КРТ.

Закон позволяет изымать для государственных и муниципальных нужд в рамках комплексного развития территорий земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости.

В то же время при проведении КРТ жилой застройки не могут быть изъяты земельные участки, предназначенные для размещения объектов федерального значения, а также земельные участки, на которых расположены эти объекты, участки с многоквартирными домами блокированной застройки, объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами. Исключение могут составить объекты, которые признаны аварийными или имеют высокий уровень износа.

Соблюдение прав жильцов

Решение о вхождении дома в программу КРТ должно приниматься на общем собрании не менее чем 2/3 собственников жилых помещений или их представителей. Также собрание может принять решение о выходе дома из программы КРТ. Частные жилые дома могут попасть под КРТ, но только с согласия собственников.

Возмещение жилья вне зависимости от региона будет предварительным, равноценным и равнозначным, при этом у субъекта РФ будет право улучшить условия переселяемого лица, если это позволяет местный бюджет. Возмещение включает в себя рыночную стоимость жилья с учетом общего имущества, земельного участка, понесенных затрат и упущенной выгоды.

В год расселения дома жильцы освобождаются от взносов на капитальный ремонт, а то, что было уплачено до этого, идет в общий фонд на реализацию решения по комплексному развитию территории.

Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое равноценное жилое помещение по договору социального найма, он также не лишится своего места в очереди на другое жилье по такому договору.

Срок на заключение договора о передаче собственником прав на жилое помещение в многоквартирном доме, попавшем под программу комплексного развития территории, составит 45 дней, после чего подрядчик сможет через суд потребовать заключить договор.

Как отметил ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин, в первом чтении законопроект “вызвал большое количество замечаний депутатов, экспертов”, поэтому было принято решение совместно с правительством и экспертным сообществом доработать его ко второму чтению. В результате этой работы к законопроекту поступила 131 поправка, 58 из них рекомендованы к принятию. По словам Володина, “в первую очередь эти поправки, эти предложения направлены на защиту прав собственников”.

Источник: https://tass.ru/nedvizhimost/10330819

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.