Федеральные подзаконные правовые акты

Подзаконные нормативно-правовые акты в России

Федеральные подзаконные правовые акты

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

•         издаются в соответствии с законом;

•         регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

•         на указы и распоряжения Президента РФ;

•         акты Правительства РФ;

•         акты федеральных министерств и ведомств;

•         акты исполнительной власти субъектов РФ;

•         акты органов местного самоуправления;

•         локальные акты.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие.

Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права).

Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

•         не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;

•         содержат нормы права;

•         регулируют разнообразные сферы общественной жизни;

•         имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

а)       указы в границах собственных полномочий;

б)       указы на основе полномочий, делегированных парламентом;

в)       указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. св большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли).

Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения.

Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции.

Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ.

Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

•         постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

•         акты поселковых и сельских сходов (собраний);

•         акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения.

Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение.

А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

•         приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;

•         решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Источник: https://studopedia.ru/20_16297_podzakonnie-normativno-pravovie-akti-v-rossii.html

Подзаконные нормативные акты и их виды

Федеральные подзаконные правовые акты

Замечание 1

Подзаконный акт – это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе.

В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.

Признаки подзаконного акта:

  • отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
  • зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
  • в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
  • упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
  • эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
  • нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов;
  • высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
  • все нормативные подзаконные акты обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.

Виды подзаконных актов

В зависимости от издавшего подзаконный акт органа выделяют следующие его виды:

  • общие акты, которые действуют на всей территории России в отношении всех ее граждан и лиц, находящихся на территории страны – указы и распоряжения Президента РФ; постановления палат Федерального Собрания – Совета Федерации и Государственной Думы; распоряжения и постановления Правительства РФ; распоряжения, директивы, приказы федеральных ведомств и министерств;
  • региональные акты – постановления законодательного органа государственной власти субъекта РФ, постановления губернатора, приказы министерств и других органов исполнительной власти субъекта Федерации, то есть акты органов государственной власти;
  • местные акты – постановления и другие решения представительных органов муниципальных образований и глав администраций, которые действуют только на территории данного муниципального образования;
  • локальные акты – приказы руководителей предприятий и организаций, решения участников ООО, общего собрания акционеров акционерных обществ, решения совета директоров и др., данные акты распространяются только на работников конкретных организаций.

Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов

Распоряжения и указы Президента РФ. В РФ Президент имеет право издавать распоряжения и указы (ст. 90 Конституции).

Указ является актом более значимого и широкого, действия, а распоряжение представляет собой документ более конкретного, частного назначения.

Распоряжения, как правило, принимаются по вопросам государственного управления (выделение средств из резервного фонда регионам, создание рабочих комиссий и т. д.).

Нормативные указы Президента обладают отличительными признаками, а именно, они:

  • не должны противоречить федеральным законам;
  • по отношению к другим подзаконным актам имеют приоритетное значение;
  • содержат нормы права;
  • регулируют различные сферы общественной жизни;
  • обладают общеобязательной природой.

Указ Президента нормативного характера представляет собой подзаконный акт, который содержит нормы права, регулирует различные сферы жизни общества и имеет приоритетное значение относительно других подзаконных актов.

Акты Правительства имеют подзаконный характер. Исполнение правительственных постановлений происходит в пределах предметов полномочий и ведения.

Распоряжения являются правоприменительными документами и адресованы для узкого круга исполнителей.

Акты федеральных ведомств и министерств подчинены правительственным актам и имеют отраслевое назначение, то есть распространяются только на лиц, которые работают в данной отрасли.

Если ведомство и министерство обладает разнонаправленностью, то такие акты адресуются нескольким министерствам и могут регулировать разные межотраслевые отношения.

Акты федеральных ведомств и министерств могут издаваться в виде инструкций или приказов.

Выделяют приказы нормативные и ненормативные. Нормативные приказы предназначены для использования в работе федеральных органов власти: их задачам, структуре, функциям.

Ненормативные приказы выполняют роль правоприменительных актов. Инструкции регулируют основные формы служебной деятельности, а также функциональные обязанности какой-либо категории сотрудников.

Инструкции имеют нормативное содержание.

К актам исполнительной власти субъектов Федерации относятся указы и распоряжения, изданные президентами республик, распоряжения и постановления, приказы и инструкции. Главы администраций краев, областей (в том числе, автономных), округов и городов федерального значения, правительство регионов, осуществляя свои полномочия издают распоряжения и постановления.

Соответствующие региональные департаменты, ведомства и министерства, другие органы исполнительной власти субъектов Федерации наделяются правом издавать приказы и инструкции.

Такие акты издаются исходя из полномочий соответствующего органа, согласно конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Они распространяются только на территорию данных субъектов и имеют локальную сферу действия.

Данные акты могут носить нормативный или правоприменительный характер.

Органы местного самоуправления, согласно Конституции, могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, создавать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану местного порядка, решать различные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий имеют право издавать правовые акты:

  • распоряжения и постановления глав органов муниципального управления;
  • акты сельских и поселковых собраний;
  • акты представительных органов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/podzakonnye_normativnye_akty_i_ih_vidy/

Виды подзаконных нормативно-правовых актов

Федеральные подзаконные правовые акты

В зависимости от органа принятия выделяют следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

– указы и распоряжения Президента РФ;

– постановления Правительства РФ;

– приказы и инструкции Министерств, служб, агентств и иных федеральных ведомств;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов органов власти субъектов РФ;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов муниципальных органов власти.

Специфика природы указов и распоряжений Президента России как вида подзаконных нормативно-правовых актов объясняется его компетенцией. Они не должны противоречить положениям федеральных законов, но вместе с тем обладают приоритетом по отношению к остальным подзаконным актам.

По признаку характера полномочий Президента РФ все указы делят на следующие виды:

– указы, принимаемые в пределах собственных полномочий;

– указы, издаваемые на основе делегированных Парламентом полномочий;

– указы, которые подлежат утверждению Советом Федерации (например, указы о введении военного или чрезвычайного положения).

По признаку юридической значимости указы принято делить на следующие виды: нормативные и правоприменительные.

В нормативных указах содержатся нормы права, они имеют общеобязательный характер и регламентируют различные сферы общественной жизни. Наибольшее количество нормативных указов принимается для регламентирования отношений в экономической плоскости по вопросам инвестиций, рынка ценных бумаг, тарифов и т.п.

Правоприменительные указы отличаются индивидуально-разовым характером и принимаются по отдельным вопросам управления, что может быть связано с назначением на должность, присвоением звания и т.п.

Распоряжения Президента также отличаются ненормативным свойством, они принимаются по оперативным вопросам управления государством, например, для создания рабочих комиссий или выделения средств из резервного фонда регионам. Они отличаются от ненормативного вида указов достаточно условно и могут рассматриваться применительно к конкретному случаю.

Нормативно-правовые акты Правительства РФ как вид подзаконных нормативно-правовых актов отличаются своим многообразием.

И можно разделить на акты, издаваемые для исполнения положений Конституции, федеральных законов и указов Президента, а также на акты по вопросам собственной компетенции Правительства.

Специфика управленческой и координирующей роли Правительства находит отражение на разнообразии принимаемых им видов актов.

Правительство РФ разрабатывает, утверждает и реализует на практике ключевые нормативно-правовые виды актов и комплексные целевые программы, которые рассчитаны на длительный срок действия (федеральный бюджет, программы развития и т.д.).

Акты Правительства имеют следующие особенности:

– они оперативно и гибко регламентируют отношения в разных отраслях государственной и общественной жизни;

– устанавливают правовые направления деятельности всех остальных органов исполнительной власти, а также предприятий и общественных организаций;

– устанавливают нормативно-правовую базу для издания иных видов правовых актов.

Согласно действующему законодательству Правительство России для реализации своих полномочий, направленных на управление общественной жизнью, принимает распоряжения и постановления.

Министерства, службы и иные федеральные ведомства могут издавать подзаконные нормативно-правовые акты в виде приказов и инструкций, в которых обычно устанавливается порядок работы отраслевых подведомственных организаций и учреждений. Их деятельность направлена на решение задач, с которыми имеет дело отрасль.

На региональном уровне обычно используются такие же виды правовых актов, что и на федеральном уровне, то есть законы, указы, распоряжения, постановления, приказы и т.д. Базовым нормативным видом актов, регулирующих взаимоотношения органов власти и граждан на региональном уровне, выступает устав субъекта РФ, который играет роль региональной конституции.

Руководители регионов в процессе реализации своих полномочий принимают постановления и распоряжения. Региональные правительства принимают постановления, а министерства и службы вправе издавать приказы и инструкции.

Полномочия органов местного самоуправления также отличаются своим масштабом. По вопросам своего ведения представительные органы (дума, муниципальный совет и др.

) муниципалитетов принимают коллегиальные решения, а их главы муниципальных образований – постановления и распоряжения.

Форма их опубликования должна указываться в уставе данной административно-территориальной единицы.

Таким образом, виды подзаконных нормативно-правовых актов отличаются большим разнообразием. При этом каждый вид подзаконного нормативно-правового акта имеет свою характеристику и специфику.

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/154-vidy-podzakonnykh-normativno-pravovykh-aktov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.