Что запрещено в водоохранной зоне

Водоохранная зона водного объекта какие ограничения по строительству

Что запрещено в водоохранной зоне

На использование водоохранных зон накладываются ограничения. В них может быть осуществлено частное строительство. Однако процесс предполагает соблюдение ряда правил. По этой причине важно заранее разобраться, какие ограничения по строительству имеет водоохранная зона водного объекта.

Такие места обладают особым правовым статусом. Процесс их использования регулируется действующим регламентом. О том, что такое водоохранная зона по закону, о существующих ограничениях на строительство, когда возведение зданий и сооружений запрещено, поговорим далее.

Что такое водоохранная зона

Понятие охраняемой территории закрепляется в Водном кодексе РФ. Определение фиксирует статья 65. В ней говорится, что земля, прилегающая к берегу водоема, может быть использована для хозяйственных, культурных и строительных целей, но с соблюдением особых условий. Это делается для того, чтобы защитить водоемы от загрязнения и иного ущерба.

Таким образом закон гарантирует сохранность обитающих там животных и водных растений. Для сохранения природного баланса закон фиксирует правила использования земель и строительства на них объектов, а также наказание за нарушение принятых постановлений. Регламент использования водоохранных зон зафиксирован законодательством.

Когда строительство на береговой полосе запрещено

Уполномоченные органы стремятся предотвратить нарушение водного законодательства. Это делается для того, чтобы избежать проблем, с которыми можно столкнуться после завершения строительства на береговой полосе. Неприятности могут возникнуть и при оформлении свидетельства на право собственности.

 Получая разрешение на застройку, гражданин должен соблюдать нормы закона и быть готов столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Поэтому эксперты рекомендуют выполнить предварительное согласование и получить разрешение на строительство и только потом заниматься непосредственно возведением зданий и сооружений на берегах водохранилищ.

В иной ситуации можно столкнуться с потребностью в уплате штрафа за нарушение, которое было доказано.

Существует риск получения предписания на снос возведенного на береговой линии здания. Отменить такое решение может быть очень трудно.

Согласно действующему законодательству, запрещено строительство в прибрежной зоне, размер которой составляет 20 м от кромки воды.

Если дом или хозяйственные постройки были размещены ближе, их снесут по судебному постановлению. 20-метровое ограничение действует всегда.

Нельзя устанавливать заборы и иные заграждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему.

Если гражданин огородил часть береговой зоны и создал неудобства для его посещения, ему выпишут штраф и заставят снести заграждение. Потребность в оплате ликвидационных работ ложится на плечи нарушителя. Если лицо отказывается платить, средства будут взысканы в порядке исполнительного производства.

Ограничения на строительство вблизи водоема

Строительство в водоохранной зоне реки по законодательству должно осуществляться с соблюдением установленных нормативов. Береговая полоса утверждена законом. Она становится отправной точкой для проведения всех измерений.

Чтобы понять, сколько метров составляет протяженность прибрежной зоны, необходимо обратиться к закону. Разрешение на ИЖС также предоставляется с учетом этого показателя. Использование Береговой полосы может осуществляться строго соблюдением ограничений на различные виды деятельности. Процесс зависит от удаленности от истока водоема.

Ширина полосы, на которой нельзя строится, для рек составляет:

  • 50 м от кромки воды, если от истока менее 10 км;
  • 100 метров от кромки воды, если исток расположен на расстоянии 10-50 км;
  • 200 м от кромки воды, если исток расположен на расстоянии более 50 км.

Если планируется осуществление строительства рядом с озерами или иными замкнутыми водохранилищами, расчет отступа будет осуществляться в зависимости от площади поверхности объекта. Так, если размер озера меньше 0,5 километра, величина водоохранной зоны составит 50 м. Правило действует в отношении природных и искусственных водоемов.

Если речь идет о море, значение показателя будет существенно выше. Оно составит минимум 500 м. Причал нужно размещать правильно. Если протяженность реки не превышает 10 км, защитная зона совпадает с берегом.

Однако из правила бывают исключения. Они касаются строительства, которое разрешено возле ручья или небольшой реки. Отступ от берега должен составлять 50 м. Иначе считается, что гражданин допустил нарушение.

Дополнительно необходимо соблюдать следующие требования и ограничения:

  • В водоохраняемой зоне запрещено создавать летние загоны и пасти скот.
  • Нельзя применять сточные воды для каких-либо сельскохозяйственных потребностей. Если земельный участок расположен вблизи водоема, после полива и орошения сточные воды попадут в него.
  • В водоохраняемой зоне запрещается стихийная и плановая стоянка всех видов транспорта. Его передвижение также запрещено.
  • Нельзя организовывать захоронение животных, кладбище или хранение промышленных отходов. Правило особенно актуально, если речь идет о веществах повышенной токсичности.
  • Запрещено осуществлять запашку участков в водоохранной зоне. Нельзя воздействовать на береговую линию при помощи тяжелой техники.

Выяснив, можно ли строить в водоохранной зоне водного объекта, гражданин должен четко соблюдать установленные правила. Потребуется получить необходимые разрешения на возведение дома.

Источник: https://YurPortal.info/zemelnoe-pravo/vodoohrannaya-zona-vodnogo-obekta-kakie-ogranicheniya-po-stroitelstvu/

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы | ГАРАНТ

Что запрещено в водоохранной зоне

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных.

Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I “О недрах”).

16.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

Часть 16 дополнена пунктом 5 с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

16.

1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Статья 65 дополнена частью 16.2 с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

16.

2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

Статья 65 дополнена частью 16.3 с 19 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ

16.

3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/12147594/d4d1c020f5ac1ff694cd399cf1a90fc2/

Штрафы за водоохранную зону, как их избежать

Что запрещено в водоохранной зоне

С начала этого года появилось много возмущений у рыбаков РФ о штрафе за подъезд к водоемам на автомобиле и возникшей проблеме как спустить большую лодку на воду и довезти рыболовное снаряжение. Появилось много откровенно бредовых статей на эту тему, прочитав которые можно легко попасть на штраф.

Мы не будем размышлять и обсуждать ни чьи статьи на эту тему, а просто разберем действующее законодательство и попробуем выяснить как избежать штрафа и возможно ли это. А вы самостоятельно делайте выводы.

История о водоохранной зоне

Понятие водоохранной зоны в России было введено 2 июля 1936 года постановлением ЦИК и СНК СССР. В то время оно было введено с целью защиты водоемов от вырубки лесов. Далее с течением времени вводились множество поправок и изменений, но рыбаков, отдыхающих и туристов они особенно не касались, и длилось это до 2006 года.

12 апреля 2006 года Государственной думой РФ был принят и подписан Президентом Российской Федерации Путиным РФ новый Водный кодекс, который вступил в силу 1 января 2007 года и по которому мы все сейчас живем. (Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»).

С этого момента в Водном кодексе в статье 65 появился запрет на движение и стоянку транспортных средств в водоохранной зоне, а также появилось обозначение ширины водоохранной зоны, но не было серьезных штрафов.

В 2009 году ФЗ от 28.12.2009 N 380-ФЗ (Ст. 1 п. 23) в КоАП РФ была введена новая статья 8.42 «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, ….» которая установила штраф для граждан в размере от трех до четырех с половиной тысяч рублей.

Собственно с этого момента за езду и стоянку в водоохранной зоне обозначенной в статье 65 Водного кодекса можно было привлекать и штрафовать рыбаков, но этим особо ни кто не занимался из должностных лиц, в основном сотрудников экологической полиции, которым особенно до этого не было дела.

В 2016 году ФЗ от 18.07.2011 N 242-ФЗ функцией выписывания протоколов и штрафов за нарушение Водного кодекса наделили государственных инспекторов по надзору в области использования и охраны водных объектов, которые находились непосредственно на территории водоемов и могли полноценно контролировать территории водоемов.

Полиция не наделена полномочиями выписывать штраф по этой статье (Статья 23.3 КоАП РФ), но она имеет право задержать Вас и вызвать государственных инспекторов по надзору в области использования и охраны водных объектов для оформления протокола.

С этого момента и начали выписывать штрафы по статье 8.42 п. 1. Тем не менее инспекторов мало и они тоже люди, и не посредственно за передвижение, стоянку и парковку в водоохранной зоне на большинстве водоемов массовых выписываний штрафов на рыбаков не было, поэтому этот вопрос остро не стоял и ни кого не беспокоил.

03.02.2020 По информации из Российской газеты в Госдуму опять внесен законопроект, в котором предлагается сократить размер водоохранной зоны до 50 метров, к сожалению судьбу этого законопроекта отследить не получилось. Как написано законопроет собирает отзывы, остается ждать что будет дальше.

Если посмотреть судебную практику за те годы: штрафы все таки выписывались за значительные нарушения, в частности подъезд к водоохранной зоне и выброс мусора, мойка и ремонт автомобиля на берегу и прочие подобные правонарушения.

Были штрафы и среди рыбаков за стоянку на берегу, но некоторые суды эти рыбаки выигрывали на основании малозначительности правонарушения, подробней об этом, в конце статьи.

Из личного опыта при стоянке на берегу и встрече с рыбинспекторами, штрафов за стоянку на водоеме ни разу не выписывали, в этом году сталкиваться не приходилось, если столкнусь обязательно, напишу, и о суде, в том числе.

В общем из истории видим, что проблема водоохранной зоны достаточно древняя, были попытки изменить ее отдельными депутатами в Государственной думе, даже вносились поправки на обсуждение, но безрезультатно.

с обсуждения поправок от 15.07.16 к закону о водоохранной зоне по инициативе депутата Государственной думы Шеина О.В.

Можно ли обойти закон о водоохранной зоне

В последние полгода данная тема опять раздулась до сильной шумихи в СМИ и среди блогеров, появилось много статей и советов на тему как рыбакам обойти проблему водоохранной зоны, мы решили разобраться с этой темой и тоже изучить внимательно этот вопрос.

Обратимся к закону:

Статья 65 ВК говорит нам о том, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Для рыбаков ограничением является движение и стоянка транспортных средств в границах водоохранных зон.

Ширина водоохранной зоны установлена от 50 до 500 метров в зависимости от типа водоема.

Обратите внимание, что ручьи, в том числе и лесные тоже входят в водоохранные зоны, исключение и уточнений в законе нет, поэтому при поездке например на охоту или за грибами и парковку или переезд обычного ручья, вы автоматически становитесь правонарушителем.

Движение и стоянка транспортных средств в водоохранной зоне разрешается только в специально оборудованных местах и дорогах с твердым покрытием.

Нарушение любого из этих требований приведет к штрафу от 3500 до 4500 руб.

Обратите внимание, что к транспортным средствам согласно ПДД РФ, в том числе относится и велосипед, поэтому согласно закону вполне реально получить штраф  и при езде в водоохранной зоне на велосипеде.

Тем не менее если внимательно прочесть статью 65 ВК мы увидим что там есть два термина: ширина и граница водоохранной зоны. А движение на автомобиле и велосипеде запрещено в границах водоохранных зон.

С точки зрения логики это одно и то же, но с юридической точки зрения разные вещи.

Закон (п. 18 ст. 65) говорит нам о том, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В Постановлении Правительства говорится что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

На эти два пункта и ссылаются многие последние статьи в интернете и предлагают как вариант обхода данного закон и способа избежать штрафа.

Вся проблема в том что обозначенная ширина водоохранной зоны входит в ее границу, при этом установленная граница в отдельных случаях может быть значительно больше ширины установленной законом, для этого и нужны знаки и изменения в государственном кадастре, поэтому если вы оказались на расстоянии менее 50 — 500 метров от водоема, то границу водоохранной зоны вы однозначно нарушили и получите штраф, не зависимо от того есть ли там знаки или внесены сведения в кадастр недвижимости. Так же трактуют и суды, примеры в конце статьи.

Также отсутствие специальных информационных знаков на месте стоянки не освобождает гражданина от соблюдения требований по охране окружающей природной среды.

Как видим вариантов избежать ответственности при нарушении границ водоохранной зоны нет, если нарушили придется платить штраф от 3 до 4,5 т.р.

Тем не менее иногда избежать ответственности все таки можно, но в редких случаях и только в суде, читайте об этом дальше.

Как все таки избежать штрафа

К сожалению если к вам подъехал инспектор рыбоохраны и вы находитесь на автомобиле или велосипеде в водоохранной зоне, то он обязан составить протокол и выписать штраф, иначе он должен понести ответственность за неисполнение должностных обязанностей.

Избежать штрафа в данной ситуации возможно только в суде, и если вы действительно не нарушали законодательство. В остальных случаях протокол можно оспорить при наличии в нем грубых ошибок которые могут допустить инспектор при его составлении.

 Часто их достаточно много (отсутствуют указание места совершения правонарушения, доказательства и прочее) и нарушения процессуальных норм, в данной ситуации лучше обратиться к опытному юристу за консультацией.

Но это имеет смысл если в протоколе вы указали, что не согласны с правонарушением и будете его оспаривать.

Второй вариант это статья 2.9 КоАП и п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г.

№5, которые гласит что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из решений судов (в конце статьи ссылки на них) ссылаться на отсутствие знаков указывающих границы водоохранных зон не имеет смысла, так как это не отменяет состава правонарушения и минимальные границы зон установлены в Водном кодексе в конкретных метрах, тут можно только пожаловаться отдельно на должностных лиц которые должны были эти знаки установить.

Теоретически если вы подъехали к водоему сгрузить лодку, и после этого хотели отъехать на безопасное расстояние, это является правонарушением, но оно малозначительно и ущерба не нанесло, на основании этого судья имеет право отменить штраф, на этот же пункт следует обратить внимание и инспектора, так как он тоже имеет право ограничиться устным предупреждением на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Это же следует указывать в протоколе.

Но если вы подъехали на берег реки на внедорожнике, стали кататься по воде на пляже, мыть автомобили и выбрасывать мусор, то это уже не является малозначительным правонарушением.

В любом случае степень малозначительности будет решать суд, а вину и ущерб должен доказать инспектор рыбоохраны, поэтому «заставьте, в рамках закона» его это сделать.

Положительные судебные решения на основании этих двух пунктов есть, при желании можно найти в интернете и посмотреть, правда это не значит, что ваше будет положительное, но все равно чем больше судов на эту тему, тем быстрее внесут поправки в Водный кодекс и уточнения в существующий закон, поэтому обязательно обращайтесь в суд и не соглашайтесь с протоколом, но никогда не указывайте на ошибки инспектора когда он его заполняет, пишите о них в отдельном объяснении, которое прилагается к протоколу.

Оставление автомобиля в водоохранной зоне без номеров

Теоретически и практически выписать штраф, если вы припарковали автомобиль в водоохранной зоне и никто ваше нарушение не успел зафиксировать, выписать вам штраф не представляется возможным.

Эвакуация автомобиля (КоАП РФ Статья 27.13) в этой ситуации не предусмотрена.

Тем не менее мы живем в России и у нас легко могут нарушить закон даже должностные лица. Поэтому если очень захотят эвакуировать ваш автомобиль, то это будет сделано, и вам придется достаточно долго побегать в его поиске, но в этой ситуации у вас есть шансы обжаловать и привлечь за незаконные действия должностных лиц.

Для всех манипуляций с вашим автомобилем инспектор по надзору в области использования и охраны водных объектов будет вызывать сотрудников полиции, функции которых в некоторых местах могут выполнять сотрудники Росгвардии.

Учтите, что сотрудникам Росгвардии (Статья 11 226-ФЗ) разрешено вскрывать автомобили, с достаточно размытыми формулировками, например для предотвращения преступления, для проверки угрозы теракта, при подозрении что в авто находятся предметы изъятые из гражданского оборота, а машина без номеров у водоохранной зоны легко может вызвать какие либо подозрения, например похожий авто будет в розыске.

Аналогичными правами скоро хотят наделить сотрудников полиции. Обжаловать эти действия будет достаточно проблематично. Ситуация конечно маловероятная, но вполне возможная, поэтому мероприятие достаточно рисковое.

Примеры решений судов:

Решение 1

Решение 2

Решение 3

Решение 4

Решение по поводу знаков

ссылкой:

Рекомендуем:  Как поймать щуку весной

Источник: https://homychok.ru/mify-zabluzhdeniya-i-pravda-o-vodoohrannoj-zone-mozhno-li-izbezhat-shtrafa/

Водоохранная зона. Права, ограничения, штрафы

Что запрещено в водоохранной зоне

Давайте попробуем разобраться, как подъехать к водоему, не нарушая закон и не попадая под санкции охраняющих водоем организаций.

начнем все же не со штрафов , а с рассмотрения основного документа, регулирующего отношения, связанные с водными объектами, то есть с Водного Кодекса РФ.

Статья 6. Водные объекты общего пользования1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку мы говорим сейчас об интересах рыбаков, то есть смысл посмотреть, на Закон о любительском рыболовстве, ведь наше пользование “водными объектами” обуславливается и им.

Вот так прямо и написано в Законе о любительском рыболовстве

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального законаДействие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.

То есть, если водный кодекс – в основном про воду, то наш закон как бы замахивается на стык воды и земли.

И еще один пункт , важный для нас:

Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

То есть видим два документа, которые в своей декларативной части гарантируют нам свободное и бесплатное пользование водоемами. И появляется вполне закономерный вопрос, как и чем обеспечиваются эти права со стороны основного гаранта прав для граждан? (Я естественно не о Президенте, а о государстве в целом?)

И ответ на этот вопрос мы находим тут же в Водном Кодексе , а именно Статья 6 Водные объекты общего пользования гласит:

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

То есть вот оно – обеспечение права свободного пользования. В береговой полосе 20 метров от линии воды (границы водоема, если быть более точным) любого федерального водоема любой человек может находиться беспрепятственно.

Опять же в данной статье я не буду рассматривать прямые нарушения практически повсеместно связанные с захватом берегов под строительство , это тема чудовищно больная и раздражительная, мы сейчас разбираемся с правовыми аспектами рыболовства.

и в этой же статье находим

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

То есть получается, что со стороны воды мы можем совершенно законно и ничего не нарушая к берегу подойти в любом месте, и сколько угодно времени находиться, в том числе и в так называемой “водоохранной зоне”, которая как мы увидим дальше в Водном Кодексе, регламентирует ограничения по подъезду к водоему.

То есть с декларативной частью вроде все здорово, и остальные законы, в том числе Федеральные не должны бы вступать в противоречие с водным кодексом. И более того, есть еще статья 24 Водного Кодекса, которая говорит о том, что делает государство для обеспечения водного режима и сохранности водных объектов

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; 3) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

и еще почти 20 пунктов, среди которых нет ни одного который бы говорил об ответственности государства за гарантирование нам прав свободного доступа к водоему, нет функции в соответствии с которой государство обеспечивает условия доступа к водным объектам гражданам.

Есть надзор, есть контроль за качеством воды, есть обязательства по разработке различных нормативов. Но вот продекларировав свободный доступ к воде тут же определили границы водоохранной зоны, в которую нельзя въезжать на автотранспорте.

Тем самым практически нарушая не только продекларированные выше права (как самим водным кодексом, так и … замахнулись на Конституцию)

Конституция РФ

Статья 171. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.Статья 271. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Конечно понятно, что можно посмотреть и еще одну статью Конституции

Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Видимо руководствуясь именно этой статьей Конституции, и соображениями сохранения качества воды, были введены понятия Водоохранной зоны, и ограничения по нахождению в ней транспортных средств.

Статья. 65 Водного Кодекса РФ.4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.……….8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

КромеВодоохранной зоны существует еще более строгое понятие Прибрежная защитная полоса, та же статья 65 ВК РФ:

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. …11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Вот получается, что со стороны воды мы можем подойти и находиться, что в водоохранной зоне, что в прибрежной защитной полосе, а со стороны суши – никак, то есть именно что подойти можем, а вот подвезти лодку, или подъехать на машине поднять лодку – это уже нарушение режима водоохранной зоны

поскольку в водоохранной зоне запрещается :

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

И нарушение этого пункта, уже по КоАП РФ наказывается от 3 до 4,5 тысяч рублей на гражданина.

Появляется простой вопрос.

Запретить то нам запретили, а как и кто организует те самые “специально оборудованные места с твердым покрытием”? Понятно, что сами рыбаки этого не сделают, уж коль государство взялось обеспечивать одно конституционное право -на чистую экологическую среду, то вроде бы оно же должно задуматься и об обеспечении другого – свободы перемещения, и доступности рек для людей. Иначе получается ерунда.

Я уже не говорю об аргументации, что машины загрязняют приводную полосу. Да , конечно в места массового отдыха (то есть на пляжи например) надо запрещать въезд на машинах, но как быть миллионам автотуристов, которые очень часто просто не имеют альтернативы для оставления автомобиля с соблюдением требований водоохранной зоны?

Прежде чем что то требовать необходимо создать условия для выполнения этих требований.

Сейчас же запретительный характер режима водоохранной зоны служит только для улучшения показателей работы надзорного аппарата. Поехали к любой речке, озеру, и “насшибали палок по легкому” .

И ладно бы деньги со штрафов шли бы на создание тех самых дорог и стоянок, они канут в “закрома Родины” и их след тает, как прошлогодний снег.

Недавно депутаты Оренбургской области выступили с предложением в ГосДуму, об изменении водного кодекса, и сокращении водоохранной зоны до 50 метров повсеместно . И можно понять такое обращение. Но… Оно на самом деле не решает проблемы рыбаков.

необходимо еще одно дополнение, например , что для спуска или подъема плавсредства в необорудованном месте можно подъехать например на ограниченное время, к примеру до получаса.

И ограничить зону запрета для стоянки автомобиля например вне границы прибрежной защитной полосы. Это было бы разумно.

Есть еще один момент, и пункт в водном кодексе , он называется

Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

И в рамках этого пункта предполагается, что государство разрабатывает меры и способы комплексного использования водных объектов, на наш взгляд такие меры и схемы должны учитывать не только ограничения по пользованию водоохранной зоной, но и меры по обеспечению доступности для граждан. Тем более что

2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:
1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; …..3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:……

2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

…. 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

И тогда, становится понятно, что если схемой комплексного использования предусмотрены бесплатные стоянки для автомобилистов, есть возможность оставить машину, без нарушений требований кодекса, то тогда и наказание за нарушение актуально.

А если никто не озаботился ни оборудовать стоянки, ни принять меры к тому, что б люди имели возможность оставить свои машины в соответствии с требованиями экологии, то штрафовать рыбаков и туристов – это только нагнетать в обществе социальную напряженность.

Необходимо дополнить кодекс нормами, обязывающими включать в схемы комплексного использования и охраны водных объектов мероприятия, обеспечивающие доступ людей к берегам, в том числе и с использованием автотранспорта.

опубликовано в блогах на ПКР

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dd185b4f3abe118dc3ad3dd/vodoohrannaia-zona-prava-ogranicheniia-shtrafy-5e3a73d6c0f7854fe5c01f72

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.