Чем отличается закон от нормативно правового акта

Каковы отличия нормативно-правовых актов?

Чем отличается закон от нормативно правового акта

Правила поведения социума во всех сферах социальной жизни всегда регулируются документами, имеющими юридическую силу, обладающими властными полномочиями и указывающими на последовательность действий, которым должен следовать индивид в отношении конкретного явления или события.

Законодательство любой страны не может существовать без нормативно-правовых актов (НПА), упорядочивающих социальные, экономические и политические процессы в стране, так как отсутствие правовой документации приведет к хаосу в социуме и полной анархии.

Что представляет собой НПА

Официальный документ, соответствующий определенной форме, который принимается и издается по имеющимся компетенциям уполномоченного органа или специальной законодательной процедуры, называется нормативно-правовым актом.

К данному понятию относятся законы (все виды), кодексы (существующие в настоящее время), подзаконные акты (инструкции, уставы, положения, своды правил, приказы, распоряжения).

Главным нормативно-правовым актом любой страны является Конституция.

НПА может приниматься не только органами, имеющими правомочие в отношении документов, регулирующих социальные отношения (в РФ – Государственной Думой, Федеральными Собраниями депутатов), но и социальными структурами:

  • муниципалитетами;
  • профсоюзами;
  • обществами акционеров.

НПА может быть принят также на всенародном референдуме, путем соблюдения всей юридической процедуры, закрепленной в конституционном законодательстве государства. Данный документ появляется только в результате правотворчества, и содержит правовые нормы. Совокупность всех НПА, находящихся на территории страны, образует единую систему, которая формирует юридические отрасли.

Разработанный и принятый субъектами, нормативно-правовой акт представлен разработанной формой, содержит необходимую правовую информацию и относится к элементам писаного права.

На любом НПА всегда указывается ведомство, к которому оно относится, дата принятия и вступления в силу, название, и обязательно ставится виза вышестоящего органа, утверждающего момент (календарные сроки) вступления в силу.

Признаки нормативно-правового акта

Документы имеют властный, общеобязательный характер. В регулировании правоотношений между индивидами использует императивный метод (неукоснительных предписаний и обязательного выполнения). Нормативно-правовые акты, являясь официальной документацией, всегда рассчитаны на неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют существующие правоотношения между сторонами.

К особенностям НПА относятся следующие характерные признаки:

  1. Общеобязательность.
  2. Результат правового творчества.
  3. Нормативность.
  4. Правоприменение.
  5. Документационная форма.
  6. Слаженная последовательность группирования норм права.

Чтобы нормативный акт имел силу, он должен:

  • отражать существующую реальность;
  • иметь четкую структуру (реквизиты, оглавление, вводную часть (преамбула), общие положения, выводы и заключения, приложения);
  • быть доступными (для ознакомления и восприятия).

Нормативно-правовые акты, являясь официальными документами, подразумевают их неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют действующие правоотношения между сторонами.

Разновидности нормативно-правовых актов

Система НПА имеет в России иерархическую структуру:

  1. Основной Закон и международные соглашения (в том числе, директивы, постановления).
  2. Все виды законов: конституционные, отраслевые (административные, трудовые, семейные, уголовные, земельные, налоговые и т. д.), кодексы, Федеральные законы.
  3. Документы в виде актов: министерств, ведомств, служб.
  4. Уставы субъектов РФ.
  5. Акты в виде законов и постановлений властных государственных субъектов, а также органов муниципалитета.
  6. Локальные НПА (нормативные договоры для сторон социального партнерства некоторых видов законодательства – трудового, финансового, налогового).
  7. Подзаконные акты (указы, постановления, распоряжения).

Законы обладают высшей правовой силой и составляют основу законодательства, наряду с правовыми нормами, которые вытекают из них. Данные документы имеют право разрабатывать, принимать, дополнять и отменять лишь высший аппарат государственного управления – в РФ это Государственная Дума.

Все Законы одобряет и визирует Президент. Если документ составлен неверно, имеет юридические ошибки, нарушает права и свободы граждан, согласно установленным конституционным правовым нормам, Президент может наложить на них «Вето» (запрет на опубликование). И тогда, в соответствии с его пожеланиями, документ либо дорабатывают, либо отменяют.

К особенностям всех законов относится то, что они могут быть изданы либо на постоянной основе, либо на временной или чрезвычайной. Распределяясь по отраслям права, они относятся к определенной области.

Кодифицированные положения законов, с указанными в них нормами, объединяют в Кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой и т.д.). Сфера законодательства постоянно дорабатывается. Благодаря современным инновациям, начал разрабатываться цифровой формат всех видов нормативно-правовых актов.

Особенности НПА в РФ

Россия, как правопреемник СССР, в основе законодательства использует большинство принципов, которые были в советском социалистическом праве.

Это относится, как к нормативно-правовым положениям Основного Закона, так и к кодексам.

Например, основы Административного, Трудового и Семейного Кодексов полностью составлены и скопированы с документов одноименных названий, с небольшими обновлениями и редакцией, начиная с 2001 г.

Потребность в новых НПА стала толчком для создания новых отраслей и определяющих их документов. Например, для налогового и финансового права был разработан Налоговый Кодекс, для корпоративного – Корпоративный Кодекс и т.д.

Вся правовая информация по актам закрепляется в письменной форме, и имеет текстовый вид. Данные документы имеют главы, параграфы, разбиты на пункты и статьи.

Для России нормативно-правовые акты считаются основными правовыми источниками. Главным НПА в РФ считается Конституция. Опираясь на данный документ, создаются положения всех нижестоящих законодательных документов.

Нормы Конституции изменить или отменить имеет право только Конституционный Суд, который считается Высшим Судебным Органом, а также всенародный государственный референдум, если его положения будут признаны социумом антинародными, и нарушающими основные права гражданина.

Публикация в СМИ и официальных властных источниках нормативно-правового акта говорит о том, что он вступил в силу. Текст документа находится в свободном доступе для прочтения всеми людьми.

На лицевой части документа всегда указывается его название, дата принятия и число, месяц и год вступления в силу.

Документы государственного уровня публикует «Российская газета», а также официальный сайт «Госуслуги», в разделах, к которому относится конкретный изданный закон.

Публикует его также и страница органа, принявшего НПА. В печатных изданиях тексты документов всегда составлены в порядке хронологии, то есть, в определенной последовательности, по разделам.

Удобное разделение актов на законы и акты в иерархии под ними, помогает узнать место НПА в иерархии законодательства и определить его в конкретную отрасль. Благодаря данным документам, субъекты права в РФ могут понимать и осознавать правомерность своих действий, государственную защиту и правоотношения между лицами во всех сферах жизни.

Особенностью современных НПА в РФ является также то, что они нуждаются в улучшении редакции, логической связи, точного указания решаемой проблемы, уточнений основных понятий, которые приняты во внимание правовыми институтами, и активно дорабатываются данными образованиями.

Отличие НПА от актов применения права

Некоторые исследователи юридической науки считают, что приговоры, решения, распоряжения, приказы относятся к только к актам применения, используемых для исполнения воли некоторых ведомств, предприятий, местных аппаратов управлений, имеющих небольшой масштаб, и лишь в некоторой степени исполняющих волю государства.

Например, человек решил уволиться по собственному желанию, написал заявление, проработал 2 недели, которые положено отработать каждому гражданину по Трудовому Кодексу, пока на его место подыщут работника.

В связи с увольнением по предприятию, в котором лицо работало, выпускают приказ. Он обязательно имеет номер, реквизиты предприятия и визу руководителя компании. Номер приказа внесут в трудовую книгу, при осуществлении записи при увольнении. Он (номер) будет иметь значение только для самого предприятия, при выдаче справки в Пенсионный фонд, когда придет время оформлять пенсию.

В самой трудовой книжке укажут лишь статьи закона действующего трудового законодательства, на основании которых происходит увольнение работника. Сам приказ не является НПА, имеющим государственное значение, поэтому его относят к акту применения права, считающийся подзаконным.

Различия между НПА и актами заключаются в виде таких моментов, которые можно представить в виде таблицы.

НПА – это основа для составления акта применения права, разработанная на его принципах и нормах, поэтому второе понятие считают подзаконным документом. В иерархии юридических понятий правоприменительный акт занимает низшую степень.

Также стоит указать, что он издается в пределах небольшого учреждения, и действует строго определенное время, устанавливаясь специальным государственным органом. Подзаконные акты могут прилагаться к НПА, в виде приложений (дополнения, схемы, статистика, и т.д.).

Главный нормативно-правовой акт

Основным, главным и высшим НПА России является Конституция. На ее основе строится вся система права, распределяются отрасли и ветви власти, намечаются пути развития государства и социума. Данный документ содержит конституционные нормы, которые определяют все сферы жизни гражданина, в пределах действия российского законодательства.

Высшая юридическая сила Конституции подчиняет себе все действующее законодательство, которое строится, согласно ее основным положениям. Документ полностью отвечающий нуждам страны и народа, закрепляющий основные права и обязанности гражданина и государства, в лице уполномоченных органов, провозглашает конституционные ценности, и основан на принципах демократии.

Основной Закон был принят 12.12.1993 года. Днем вступления его в силу считается 25 декабря того же года. Он провозглашает и регламентирует:

  • строй и государственное устройство страны;
  • понятия человека и гражданина;
  • подтверждает ее неизменность и влияние на все сферы жизни социума;
  • деятельность субъектов власти и законодательной инициативы (Государственной Думы, Президента, Правительства, Совета Федерации).

Основной документ состоит из 9 основных глав, и, помимо введения, имеет заключительные и переходные положения. Документ стремится упорядочить жизнь социума и государства, определить роль уполномоченных органов, осветить ветви власти, существующую правовую систему и подробно раскрыть права, свободы, которые имеются у индивидов.

В отличие от закона (как понятия), Конституция закрепляет строй, систему и форму государства, обладает властной юридической силой, подчиняющей себе любые вопросы повседневной жизни, отличается стабильностью, сложной последовательностью принятия и внесения изменений, является юридической базой и имеет прямое действие.

Голосование по поправкам, вносимым в Конституцию, всегда выносится на всеобщий народный референдум. Права и свободы индивида Основной документ признает высшей ценностью.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/kakovy-otlichiya-normativno-pravovyh-aktov/

Закон юридическое понятие и виды в современном понимании

Чем отличается закон от нормативно правового акта

Закон – исходящее от верховной власти правило, устанавливающее права и обязанности субъектов. Современное юридическое понимание закона и его видов невозможно без оглядки на определение закона классиком.

Понятие или понимание закона: что важнее?

Современное юридическое понимание закона выражается через определения закона как принятого в особом порядке “первичного правового акта” по основным вопросам жизни государства, “непосредственно выражающего общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой” (См.: Алексеев С.С. Общая теория права).

Или: закон – это нормативно-правовой акт, “принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны” (См.

: Хропанюк В.Н. Теория государства и права).
Или: “В юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений” (См.: Общая теория права / Отв. ред. А.С.

Пиголкин).

Понимание закона сводится к определению его формы выражения, при этом содержательная часть закона формулируется как общая государственная воля, регулирующая важные общественные отношения.

Таким образом, современное юридическое понимание закона сужается, и частности (о которых упоминают классики российской юриспруденции), не выраженные в форме закона, – это нормы, не имеющие высшей юридической силы. Но и иерархический признак по юридической силе – современный атрибут.

Понятно, что законы занимают особое место в системе нормативно-правовых актов.

Их ведущее положение определяется опять же общим установленным порядком, согласно которого законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; и обладают законы высшей юридической силой.

всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства России различают виды законов. Законы делятся на федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном, Верховном Судах РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы (ФЗ) принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные, иными словами Кодексы и просто ФЗ.

Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

По сроку действия различают следующие виды законов: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы – принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные, процессуальные и др.

Классификация законов и деление их на виды важны для правоприменительной практики, чтобы разобраться какой закон главнее, в случае возникновения разночтений. Закон – это всегда общее правило, и когда его примеривают на конкретные обстоятельства, то правильное понимание установленных правил играет важнейшую роль.

Непонимание закона влечет неправильное (неверное) его применение, а значит, на практике законодатель не добивается тех целей, которые он ставил, издавая данный закон, и государство утрачивает регулирующую функцию в тех общественных отношениях, которым и посвящен тот или иной блок “непонятых” законов.

Законом называется исходящее от верховной власти (в законодательном порядке) правило, которым установляются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательною. Bcе другие акты – акты верховного управления и постановления, издаваемые в особом порядке, хотя бы они и устанавливали права, – не суть законы.

Выражение закона возможно в двух формах, существенно различных между собою: в форме общей и в форме частных случаев.

Первая представляет закон как юридическое начало, высказанное законодателем для применения к действительности; вторая – как определение частного случая, причем предполагается, что случаи повторяются и есть возможность исчерпать большее или меньшее количество случаев, встречающихся в действительности.

Первая форма более сообразна существу закона, долженствующего выразить общее правило, и более выгодна для науки, имеющей дело с началами. И должно сказать, что гражданские законы скорее всех других ведут к общей форме: если где-либо затруднительно исчерпать частные случаи, то это именно в гражданском праве, потому что разнообразие случаев здесь чрезвычайное.

Но ни та, ни другая форма не проведена строго ни в одном законодательстве; имея в виду определить частные случаи, законодатель поражается их разнообразием и означает случаи более общими признаками; установляя общее начало, законодатель не может удержаться, чтобы не определить хотя некоторые частные случаи.

Однако есть возможность определить, в каком духе выражен закон и какого вообще направления держится законодательство, а для применения законов чрезвычайно важно иметь в виду форму их выражения. Разделение законов на их виды может быть очень дробное. Мы обратим внимание лишь на разделения, имеющие практический интерес.

По отношению к гражданскому праву имеют практическое значение разделения законов по трем основаниям: а) по содержанию, b) по пространству действия и с) по последствиям нарушения.
a) По содержанию законы разделяются на безусловно постановляющие что-либо и дозволяющие что-либо делать или не делать.

b) По пространству действия законы разделяются на общие (leges communes) и особенные (leges singulares). Общие законы касаются всех граждан, особенные же постановляют правила для лиц, находящихся в известных исключительных условиях. с) По последствиям нарушения должно различать: 1) законы, нарушение которых влечет за собою ничтожность действия нарушающего. 2) Законы, нарушение которых не влечет за собою ничтожества действия, а только более или менее тягостные последствия. 3) Законы, нарушение которых дает кому-либо право требовать cудебным порядком, чтобы действиe, нарушающее их, было признано ничтожным, если без такого требования оно остается в своей силе.

Раскрывая понятие, содержащееся в юридическом определении, юрист иногда находит в нем неисчерпаемое богатство: иногда из одного закона путем силлогизмов можно вывести целый ряд юридических определений.

Мейер Д. И. Существо закона и его виды

Читать далее

  О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

  связь с адвокатом
  правила перепечатки материалов сайта
© Московская окружная коллегия адвокатов

Источник: http://advokat-zashchitnik.ru/blog/blog_zakon_page2.html

Система законодательства – Закон и правопорядок

Чем отличается закон от нормативно правового акта
sh: 1: –format=html: not found

Система законодательства – это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт– это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов.

Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения – в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов.

Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права – в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта – это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1. Законы;

2. Подзаконные акты.

Закон – это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона.

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его “самодостаточность”, ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.3) Высшая юридическая сила – важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона – необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества. 5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:- Конституция носит учредительный характер, т.е.

устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией.

Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов.

Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
3) Федеральные законы

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);- текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они 1) принимаются на основе закона,2) принимаются во исполнение закона,3) не могут противоречить закону.Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
  • акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.
  • Источник: https://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=494&midr=480

    Что такое федеральный закон?

    Чем отличается закон от нормативно правового акта

    Российская Федерация — государство, призванное обеспечивать и охранять интересы, права и свободы людей. Подобное обеспечение возможно лишь с грамотным составлением и применением норм законодательства. Особое место в правовой системе страны занимает — Федеральный закон (ФЗ).

    Что такое ФЗ ?

    Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти — законы и подзаконные акты.

    Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками. Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны — Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.

    Второе по значимости место занимают федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства.

    Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности — например, образование (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.

    ФКЗ и ФЗ: основные отличия

    Чем Федеральный закон отличается от законов конституционного характера?

    Как уже было сказано, ФКЗ закрепляют лишь самые общие положения о государственном устройстве страны.

    Все главы основного закона страны были сформированы после принятия соответствующих ФКЗ, в которых содержатся положения о правах и свободах человека, государственном устройстве, политическом режиме и т.д.

    Помимо этого, конституционные законы закрепляют государственную атрибутику: гимн, флаг и герб.

    Федеральные законы основываются на конституционных нормах. Ни одно их положение не должно противоречить правилам, закрепленным в основном законе страны и соответствующим ему актам. Различия между законами видится и в порядке их принятия. Так, для принятия ФКЗ существует куда более сложная и многогранная процедура регистрации.

    Признаки Федеральных законов

    На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных.

    Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования. Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой.

    У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы.

    Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части.

    Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер — например, из гражданской и уголовной.

    Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм. —

    Функции законов Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей.

    1. регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали. Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей.
    2. законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях — уголовных, гражданских, трудовых и т.д.
    3. закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил.

    Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека. Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах. Порядок принятия Федеральных законов

    Что такое законотворческий процесс?

    Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны — Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган — Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название — Федеральное собрание. Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента — Государственной Думе.

    Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона.

    Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации — верховную парламентскую палату.

    Роль Совета Федерации в законотворческом процессе В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона.

    Если по результатам ания проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам.

    В самом конце процесса закон подписывается главой государства. Он имеет право наложить на закон вето — то есть отклонить его.

    Вето возможно преодолеть повторными чтениями и аниями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта. Кодексы Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов — крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский,

    Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов. Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы.

    Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году.

    18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

    Сферы законодательства Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются.

    Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют.

    На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс.

    Источник: https://souzconsalt.com/news/federal-law/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.